Дело МММ живёт
- Стоит признать, что из-за низкого уровня финансовой грамотности люди попадают в пирамиды, сомнительные схемы, теряют сбережения, - констатирует Александр ВЕДЕРНИКОВ, официальный представитель FOREX CLUB в РФ. - Недавно нижегородцы пострадали от фирмы, которая собирала деньги для игры на фондовой бирже, обещала ежемесячно выплачивать огромные проценты. Прошлым летом она рухнула, люди остались без сбережений. Происходит такое из-за отсутствия знаний.
Мошеннических схем сейчас достаточно много - от финансовых пирамид до компаний, которые обещают погашать за вас кредит. Сводки новостей неутешительны: пенсионерка отдала мошенникам 2 млн руб.
Конечно, далеко не все нижегородцы такие наивные и дадут себя «объегорить» ловкачам. Но многие могут вполне легально попасть в долговую яму, набрав столько кредитов и займов, которые просто не могут погасить. Любовью к кредитам страдают и жители больших городов, где деньги в долг в свободном доступе, и сельчане, которые уже хлебнули финансовой свободы и набрали всевозможной техники взаймы. А чем платить?
Банки ужесточают требования к заёмщикам, скрупулёзно проверяют кредитную историю, отказывают в займах. Горожане заворачивают за угол и берут в долг в «быстрых деньгах», по газете, через Интернет.
Кстати, такой любовью горожан к кредитам пользуются мошенники. По словам Геннадия Комиссарова, начальника ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области, в начале 2013 года в России впервые обнаружили банк, который выдавал кредиты через Интернет, но ни лицензии, ни физического адреса не имел. Кроме того, большое беспокойство у экспертов вызывает бурный рост интернет-технологий в банковском секторе. За виртуальными «операторами банков» порой скрываются мошенники.
Экономист с детства
Эксперты видят выход в финансовом просвещении населения. И начинать такое воспитание нужно с детства.
- Финансовая грамотность - не только знание банковских услуг, но и формирование семейного бюджета, налоговая грамота, интерес к экономической политике государства, - рассуждает Иван СИМОНОВ, зав. отделением экономического образования Нижегородского института развития образования. - Наш регион - один из немногих, где в школах ведётся экономическое образование, с 5-го по 11-й класс. Конечно, порой экономику преподают слишком теоретически. Но с 1 сентября 2014 года в школах введут практикоориентированную экономику. Кроме того, занятия в школах проводят налоговики, банкиры.
Детей учат, что такое деньги, семейный бюджет, банки, инфляция, финансы государства. Старшеклассники уже разбираются в финансовых рынках и в ведении бизнеса, в основах бухучёта и налогах.
- С 5-го по 9-й класс экономику преподают один час в неделю, затем 2-3 часа в неделю, - рассказывает Жанна ТЕРЕНТЬЕВА, учитель экономики средней школы № 151 Нижнего Новгорода. - Мы всегда очень рады специалистам на наших уроках. С ребятами посещаем клуб будущих экономистов в одном из нижегородских вузов. Это очень актуально - в ЕГЭ по математике уже включены вопросы экономического профиля.
Эксперты считают, что воспитывать финансовую культуру можно с детства.
- В нашей школе есть кружок «Экономика в начальной школе» (авторский курс нашего педагога Татьяны Ермошиной), - говорит Татьяна КУДРЯВЦЕВА, замдиректора средней школы № 26 Дзержинска. - В игровой форме обучаем детей основным понятиям, воспитываем интерес к теме. Обучение должно быть приближено к жизни. Например, мы с ребятами просчитали проект выпечки домашнего печенья для продажи на ярмарке: посчитали, сколько денег нам понадобится и окупится ли дело.
Подтянуть родителей
Через учеников педагоги надеются обучить и мам с папами. Вместе с детьми родители вовлекаются в выполнение учебных задач, которые близки нашей повседневной жизни.
- Моя дочка-семиклассница изучает в школе экономику. Недавно приходит домой и говорит: «Мама, вот мы продали машину, и я могу рассчитать налоговый вычет». Полезный предмет - экономика, - считает нижегородка Екатерина ГУЛАКОВА.
- У меня сын - пятиклассник. Мы с ним недавно по заданию учителя составляли семейный бюджет - анализировали, какая зарплата у меня, у папы, какая пенсия у бабушки, сколько тратим в месяц. Ребёнок больше не просит купить ему дорогую игрушку - понимает, что наши средства ограничены, - делится опытом жительница Дзержинска Галина СУВОРОВА.
Правда, педагоги констатируют - учебников не хватает, сейчас обучение идёт по книгам 2006-2007 годов, информация уже устарела. Спасают авторские курсы. К примеру, Жанна Терентьева - разработчик авторского курса «Финансовая математика», который используется в школах области.
Ещё одна проблема - если в школах Нижнего и крупных городах области экономику преподают хоть как-то, то в глубинке уроки, по словам Ивана Симонова, часто просто сворачивают, отдавая часы другим предметам. И потом мы удивляемся, почему сельчане так часто покупают всё в кредит, не задумываясь, что его придётся отдавать, а зарплаты не хватит…
Молодёжь, которой экономику преподают со школьной скамьи, лучше ориентируется в финансовых вопросах. Нужно браться за более старшее население, считают эксперты.
Комментарии
Екатерина БОГОПОЛЬСКАЯ, начальник отдела экономического анализа и мониторинга предприятий ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области:
- За год объём кредитов населения в Нижегородской области вырос на 32%, в то время как в 2012 году темпы роста были гораздо скромнее - 6,5%. Если в начале 2013 года нижегородцы задолжали банкам 149 млрд руб., на 1 февраля 2014 года - уже 189 млрд руб. Сектор кредитования физических лиц растёт очень быстро. Долговая нагрузка на каждого нижегородца значительно возросла. При этом темпы роста просроченной задолженности по кредитам опережают рост самого кредитования: по итогам 2012 года она выросла на 7%, по итогам 2013 года - на 35%. За 2013 год просрочка выросла на 2,1 млрд руб., а только за январь 2014 года - на 600 млн руб. Это данные только по банковскому сектору. А ведь есть ещё микрофинансовые организации, которые пользуются особой популярностью у нижегородцев. Цифры, конечно, настораживают.
Радует, что уровень финансовой грамотности и ответственности нижегородцев повышается. Но он очень разнится в областном центре и в районах области. И связано это в том числе с неравномерным распределением финансовых услуг.
Николай РУСОВ, управляющий филиалом «Нижегородский» банк «ГЛОБЭКС»:
- Есть простые вещи, которые нужно знать всем: сколько кредитов можно взять с конкретной зарплатой, что на самом деле такое «выгодная покупка без переплаты» в магазинах бытовой техники, каким должен быть доход у семьи, чтобы взять ипотечный кредит. В просвещении нуждаются и взрослые, и дети. В курсе школьной экономики должны быть основные понятия из жизни: пенсия, кредиты, вклады, банковские переводы. Некоторые финансовые задачки можно встроить и в курс школьной математики - например, расчёт процентов по аннуитетным и дифференцированным платежам.
Кстати, если бы по экономике сдавали вступительный экзамен в вузы, это стало бы мощным стимулом к изучению этой дисциплины. Раньше, до введения ЕГЭ, такой экзамен в вуз был.
Людмила ЧЕРВЯКОВА, руководитель регионального отделения негосударственного пенсионного фонда «Промагрофонд» по Нижегородской области:
- Наше население охотно интересуется кредитами, вкладами и почему-то забывает про пенсионное обеспечение. А недостаток внимания по этому вопросу мы сможем почувствовать только выйдя на пенсию. Жизнь показывает: знания, которые закладываются со школьной скамьи, обязательно пригодятся.
Поэтому вопрос формирования пенсии должен стать частью школьных уроков экономики. Ведь каждый из нас может повлиять на её размер. Нужно помнить: начал работать - откладывай на будущее. Должна быть обязательная финансовая подушка. Иначе в зрелом возрасте человека ждёт неприятный сюрприз - зарабатывая, например, по 30 тыс. руб. в месяц, вы получите пенсию в 10 тыс. руб. Придётся от многого отказываться…
При поддержке Пенсионного фонда РФ уже разработаны учебники по пенсионному обеспечению для школьников. Правда, обучение проходят далеко не во всех регионах. Пенсионное образование пока носит разовый характер, здесь нет системы…