aif.ru counter
32

Шире сеть!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и факты - Нижний Новгород 02/06/2010

Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, состоявшегося в пресс-центре «АиФ-НН».

В Нижегородской области в настоящее время разрабатывают региональную программу развития торговли, направленную на развитие современных форматов торговой инфраструктуры, обеспечение доступности для населения качественных товаров, поддержку российских производителей, развитие малого и среднего бизнеса. Также она призвана упорядочить и чётко разграничить полномочия всех участников рынка – начиная от органов местного самоуправления и контролирующих организаций и заканчивая самими продавцами и производителями. Пока же кое-где в нижегородской глубинке до сих пор нет магазинов самообслуживания и совсем не представлен «ритейл» (например, на севере области).

Жизнь взаймы

Ключевая проблема недостаточного развития торговли в сельской глубинке, как отметили участники круглого стола, связана с плохим уровнем жизни на селе, дефицитом кадров и теми миграционными процессами, которые до сих пор имеют место быть.

- Плотность населения в ряде районов близка к критической отметке, это и сдерживает приход торговых сетей на село. А если люди и дальше будут переезжать из деревни в города, кто будет платить за дороги, за электрические сети? – задался вопросом Михаил ТЕОДОРОВИЧ, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области. - Сельская местность пустеет, начинается «вымирание» инфраструктуры, поэтому важно создать человеческие условия жизни в районах. Будущая областная программа развития торговли должна удовлетворять потребностям населения в продуктах питания и непродовольственных товарах. Кроме того, необходимо создавать на селе рабочие места, чтобы местные жители смогли не только обеспечить себе суточную норму калорий, но и получить нормальные условия для жизни. Для этого нужно большое социологическое исследование и обратная связь с населением.

- Не стоит забывать и о проблеме неплатёжеспособности населения, - добавил Михаил Теодорович. – Сельские жители, как правило, берут товары в долг, потому что им просто нечем платить. Получая зарплату, они отдают долги и вскоре снова берут взаймы. Продавцам приходится верить своим покупателям, потому что они знают, что иначе тем не прожить.

С ним согласился и Юрий ТИХОНОВ, заместитель председателя правления по торговле Нижегородского областного союза потребительских обществ:

- Действительно, существуют места, где людям приходится жить буквально взаймы. Магазины там часто работают себе в убыток из-за малочисленного населения. Необходимы меры поддержки, какие-то государственные преференции для торговых объектов в этих населённых пунктах.

Большие проблемы маленьких сёл

- Жизнь в сельской местности носит сезонный характер: наверняка есть магазины, которые работают только в определённое время года? – обратился к нему Александр РЯБИХИН, генеральный директор ООО «Грин-Лайн».

- Совершенно верно. Бывает так, что летом магазин открывается (когда приезжают дачники), а зимой его работа практически прекращается – покупательная способность местного населения очень низкая. Приведу ещё пример. Есть населённый пункт, в котором работает магазин, а рядом деревня, где живёт 15 - 16 человек. И продавец магазина, совмещающая ещё множество обязанностей, рано утром зимой встаёт на лыжи, берёт рюкзак с продуктами и несколько километров несёт их в соседний населённый пункт, - ответил Юрий Тихонов.

- Для сельской местности наличие магазина играет огромное, даже стратегическое значение, это своеобразный культурный центр деревни. Поэтому развитие торговых сетей в районах области очень важно, - добавила Татьяна ХЛОПКОВА, генеральный директор ООО «Вивако».

- К тому же, действительно, появление торговых сетей в районах - это прежде всего создание рабочих мест. Это и зарплаты, и снижение цен на продукты, и начисления в местные бюджеты,

- рассказал Иван МИХАЙЛОВ, генеральный директор ООО «Копейка-Поволжье». - Есть ряд районных центров, где мы работаем достаточно успешно. Да, правильно говорят, что в экономически неперспективные районы торговые сети не пойдут. Но ведь и мы влияем на экономику населённого пункта и района.

Продуктов хватает

- Несмотря на то что в отдельных районах большие федеральные торговые сети отсутствуют, проблем с обеспеченностью товарами первой необходимости там нет,

- отметил Алексей ПОЛИКАШИН, первый заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.

- Действительно, за последние 5 лет качество услуг в сфере розничной торговли в Нижегородской области значительно изменилось. В районах области постепенно, но уже открываются магазины самообслуживания, совершенно идентичные тем, что можно увидеть в Нижнем Новгороде, - рассказал Юрий Тихонов. - С того момента, как начала действовать программа «Покупай нижегородское», мы постарались наладить прямые отношения со всеми производителями региона. И сегодня мы наблюдаем в присутствии продуктов нижегородских производителей в сети магазинов системы Нижегородского облпотребсоюза.

- Я бы хотел обратить внимание на то, что торговые сети предоставляют возможность нижегородским производителям масла, молока, алкоголя и других продуктов реализовать свои товары под общим брендом сети на территории всей России, - подчеркнул Алексей Поликашин.

Ответственность за качество

По словам гендиректора ООО «Копейка-Приволжье», конкуренции между торговыми сетями и облпотребсоюзом сегодня практически нет, да и не может быть:

- Зачем привозить те же помидоры издалека, через распределительные центры, находящиеся, как правило, в больших городах (таких, как Нижний Новгород), когда они растут буквально в 100 метрах от прилавка? С этим справятся местные продавцы. А вот возможности привозить, к примеру, бананы из Эквадора у малых и средних предприятий торговли уже ограничены. А у федеральной сети под них выделены целые плантации, логистика давно отлажена. Поэтому и конкуренции здесь нет. Ведь в любом случае выигрывает покупатель, когда цена на продукт ниже.

- Правда, в стремлении к удешевлению товара есть и обратная сторона медали, - считает Александр Рябихин. - Качество почему-то иногда уходит на второй план.

По мнению Михаила Теодоровича, в проектах, направленных на поддержку отечественных производителей, необходимо особое внимание уделить оценке качества и предотвращению попадания на прилавки плохого товара, а не только развитию конкуренции.

- В связи с тем, что на рынке появляются подделки товаров, правительством утверждена областная целевая программа «Защита прав потребителей в Нижегородской области в 2010 - 2012 гг.», реализацией которой мы сейчас занимаемся, - объяснил Алексей Поликашин.

- Программы для нижегородских производителей мы готовы поддержать всегда, но при условии справедливого распределения ответственности за некачественную продукцию как продавца, так и производителя, - резюмировал Михаил Теодорович.

Переход от глобальной проблемы развития торговли в сельской местности к знакомому и ежедневному вопросу о качестве продуктов был неизбежен. Но тема настолько обширна, что в редакции «АиФ-НН» решили посвятить ей отдельный круглый стол, который состоится уже в июне.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах