Эти непростые проблемы обсуждались на круглом столе в пресс-центре еженедельника «АиФ-НН». В дискуссии участвовали чиновники, врачи, представители страховых компаний.
Не стать медицине математикой…
Пикантность ситуации заключалась в том, что предмета обсуждения - врачебной ошибки - юридически не существует: ни в одном законе нет такого термина. Однако на практике эти слова звучат нередко.
Что же такое - медицинская ошибка? Светлана Дружкова, начальник отдела организационно-методического и правового обеспечения департамента здравоохранения Нижнего Новгорода, определила врачебную ошибку как действие, не соответствующее принятым стандартам диагностики и лечения по данному заболеванию. Звучит красиво, но как быть с известным тезисом о том, что лечат не болезнь, а больного?
Наталья Щельцина, начальник отдела детства и родо-вспоможения департамента здравоохранения, отметила, что ошибка - это следствие добросовестного заблуждения, но существует масса других проблем. Во-первых, несчастный случай, например анафилактический шок, который невозможно спрогнозировать заранее. Во-вторых, дефект при оказании медицинской помощи из-за некомпетентности либо халатности. Кроме того, по словам Натальи Щельциной, в мировой практике около 40% жалоб пациентов связаны с тем, что пациент и врач не нашли общий язык.
- Пациенты в силу различных причин зачастую недопонимают, что происходит с их организмом, - констатировала Татьяна Макарова, директор медицинского центра «Аист». - Есть закономерности, являющиеся объективными, но больные иногда предпочитают винить медиков в их возникновении.
Имеет значение и сама специфика медицинской деятельности: слишком уж сложный объект человеческий организм.
- Медицина не математика, это одновременно и наука, и искусство, вероятность ошибок будет сохраняться всегда, даже у самых знающих и опытных врачей, - замечает Наталья Щельцина.
Куда пожаловаться
Что делать пациенту, столкнувшемуся с некачественным обслуживанием?
Участники круглого стола единодушны: начинать «разбор полётов» стоит с руководителя медицинского учреждения. Главные врачи, как правило, стараются урегулировать конфликт на месте.
Если полюбовно договориться не удалось, нужно обращаться выше: жаловаться в городской департамент здравоохранения или минздрав региона (в зависимости от того, в чьём подчинении больница или поликлиника). С платными услугами помогут разобраться сотрудники отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора. Можно обращаться и в страховую компанию, выдавшую полис, а также в Росздравнадзор, прокуратуру, суд. В любом случае обоснованность претензий пациента определит экспертиза.
Требуется высший пилотаж
Экспертиз в системе охраны здоровья существует более двадцати видов. В их числе судебно-медицинская (если дошло до обращения в суд), ведомственные (по линии органов управления здравоохранением, МВД и т.д.), экспертизы компаний, занимающихся медицинским страхованием.
Александра Лялина, руководитель отдела личных видов страхования филиала Группы Ренессанс страхование в Нижнем Новгороде, подчеркнула, что страховая компания выступает гарантом соблюдения прав пациента, конт-ролирует качество лечения и даёт экспертную оценку. При ДМС вопросы с медицинскими учреждениями практически всегда решаются очень быстро.
Но и при обязательном медицинском страховании (ОМС) страховщики могут быть полезны как в экспертной оценке, так и в консультативной помощи. Юлия Самойлова, руководитель отдела защиты прав застрахованных филиала ЗАО «Капитал Медицинское страхование» в Нижнем Новгороде, отметила, что пациенты могут в любое время посоветоваться по телефону, ведь лучше задать вопрос сразу, чем пострадать от неправильно выбранной медицинской организации.
Ольга Чиркина, директор Поволжского филиала страховой группы «МСК», сообщила, что к проведению экспертиз привлекаются лучшие врачи-специалисты. Но хороший хирург или стоматолог не обязательно хороший эксперт, это разные профессии. Настоящих экспертов катастрофически не хватает.
- Экспертная работа - это высший пилотаж для врачей, - согласилась Наталья Щельцина. - Врачей такой специализации в России мало, и они не наделены соответствующими полномочиями. Необходимо найти место врачу-эксперту в системе здравоохранения и в правовой системе.
ОСАГО для врачей
В цивилизованном мире споры между врачами и пациентами в основном отданы на откуп страховым компаниям. При этом медицинские учреждения имеют свою страховку.
- К сожалению, у нас ещё не слишком распространено добровольное страхование гражданской ответственности лечебных учреждений перед пациентами, - сетует Ольга Чиркина. - Хотя я понимаю, что для бюджетных учреждений оно практически неосуществимо из-за особенностей финансирования. Этот вид страхования позволяет защитить интересы и врача, и пациента (например, возмещение ущерба производится даже при несчастном случае).
Сейчас речь идёт о том, чтобы гражданскую ответственность страховали не только в добровольном, но и в обязательном порядке. Разработан проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами». Впрочем, у специалистов к проекту немало вопросов…
А пока пациентам можно посоветовать собирать максимум информации о клинике, куда они намерены обратиться, и о собственном здоровье, которое надо беречь до того, как возникнут проблемы.