Станислав Смирнов: Фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" должен был получиться отвратной поделкой, зря растратившей солидный бюджет, ибо до релиза у него были на это все классические предпосылки, превращающие наши отечественные фильмы в один большой шредер для денег. Что мы имели до его выхода? В ролях: Неизвестно кто в гриме и компьютере, певец Леонидов, шоумен Ургант и др. Режиссер ответственнен за фильмы Бумер и Бумер-2, сценарий написан человеком, который никогда этим не занимался, аннотация занимает одно сложносочиненное предложение, а в продюсерах фигурирует "Первый канал". Уф, как вы думаете, какой продукт должен был получиться на выходе? Ответ прост до безобразия - это один из самых шедевральных фильмов постсоветского пространства.
Ксения Дуркина: "Высоцкий. Спасибо, что живой" как-то невесомо управляет всеми желаниями искушенного зрителя, успевая при этом их нежно и мило не удовлетворять. Ведь на фильм про Владимира Семеновича пришли совершенно разные люди, отзывы от которых можно почитать на разных сайтах. Одни хотели увидеть увесистый фильм-биографию по типу "Авиатора" Скорсезе, уничтожающую весь возможный хронометраж. Другие жаждали увидеть музыкальный эпос в стиле "Каддилак рекордс" или "Рэй". Следующие хотели лицезреть артиста, который умело отстреливается от зомби, знает кунг-фу, стритрейсерит на своем голубом Мерседесе и берет за душу своими песнями. На деле мы сюжетно оказываемся в пяти днях жизни Высоцкого, пережившего клиническую смерть после концерта в Узбекистане, за которым по пятам идут КГБ (которые непосредственно в его жизнь вмешались лишь в самом конце картины), и рассматриваем окружение поэта в тот период. Окружение, прямо скажем, не лучшее с житейской точки зрения, однако друзей не выбирают, да и Владимиру Семеновичу, как мы знаем, было достаточно комфортно, не считая того, что он был при смерти.
Станислав Смирнов: Вернемся к кинокартине. Этот байопик выполнен в жанре облегченного реализма. Вам не будут показывать то, как Высоцкий чистил зубы или брился, не попытаются показать его величайшим гением всех времен, не продемонстрируют лучшего мужа и любящего друга - лишь только человек, со всеми вытекающими из этого определения выводами. Наверное, это самый живой и реалистичный фильм, который мне посчастливилось наблюдать, и его прелесть в том, что создателям не потребовалось выливать на нас тонны "чернухи", разводить кухонную философию, четко вымерять каждый шаг артиста по оставшимся видео и аудиозаписям. Петр Буслов и Никита Высоцкий импрессионистично забрасывают мольберт изящными мазками, вкладывая в каждый атмосферу того времени. Актерски все исполнено на запредельном уровне, что даже не стоит кого-то выделять. Леонидов, Ургант, Панин, Акиньшина разыгрывают интереснейший спектакль. Ключевая сцена фильма - это естественно эпизод с клинической смертью поэта. Именно там можно в полной мере ощутить душевность и профессионализм игры актеров. К сожалению, не придумали еще характеристику игры актеров, когда можно отметить что-то типа "не переигрывали", ибо в таких сценах мы обычно слышим крики "неееет" с задранными к небу руками и картинные попытки спасти кого-то путём непрямого массажа сердца. Тут же хочется по-дворовому сказать "жизненно".
Ксения Дуркина: Вывод, на самом деле, неутешительный. Такие фильмы редко становятся достоянием общественности и получают громкий статус "народное кино". В советское время, если бы данный фильм снял Эльдар Рязанов - мы бы традиционно смотрели его по праздникам до сих пор. Ныне, все требуют совершенно других фильмов. "Высоцкий. Спасибо, что живой" - картина ушедшей эпохи и не потому, что она рассказывает о советской действительности, а потому что такой жанр утерян после выхода "Человек на луне" Милоша Формана. Будем надеяться, что люди потянутся к повторным просмотрам "Высоцкого", ибо создатели достаточно попсовыми и чёрнопиарными способами стараются завлечь в кинотеатр (сокрытие личности исполнителя главной роли, сумасшедшая реклама в кинозалах, документалистика о Высоцком и т.д.), а в кинотеатре мы расстаемся с попсовостью, современностью и блокбастерностью, потому что перед нами просто шедевральное кино.
"АиФ-НН" благодарит за сотрудничество сеть кинотеатров "Каро фильм"
Ксения ДУРКИНА и Станислав СМИРНОВ