Маэстро Владимир Спиваков, руководитель двух коллективов - «Виртуозов Москвы» и национального филармонического оркестра России, известен очень многим. Но мало кто знает, что знаменитый дирижер, скрипач, лауреат Государственных премий СССР и России свой первый концерт с «Виртуозами Москвы» провел в Горьком - в Нижегородском кремле в 1979-м году.
12 сентября гению скрипки, интеллектуалу и эрудиту исполняется 70 лет. В эксклюзивном интервью «АиФ-НН» он признался в любви к Нижнему Новгороду, а также рассказал, конечно же, о музыке.
Первый концерт - в Горьком
Дмитрий Романов, «АиФ»: Владимир Теодорович, задумывались над тем, как отметите юбилей?
Владимир Спиваков: Я вам так скажу: после определённого возраста каждый прожитый день - уже праздник, поэтому на цифре 70 внимание не акцентирую, но у моих друзей-музыкантов есть некоторые планы относительно юбилея. Меня, правда, во все тонкости не посвящают.
- А свои первые уроки музыки помните?
- Не забыл. После занятий в музыкальной школе уроки продолжались дома: занимался со мной папа. У него был свой «педагогический метод»: он клал на стол коробок спичек. Я играл пассаж - папа вынимал спичку. И так до тех пор, пока коробок не оказывался пустым. А потом надо было его снова заполнить в обратном порядке. Только после этого занятие заканчивалось.
- Один юбилей вы уже отметили: летом «Виртуозам Москвы» исполнилось 35 лет, и по сложившейся традиции вы приехали в Нижний Новгород.
- Выступать в Кремлёвском зале филармонии, носящей имя моего друга, гения виолончели Мстислава Ростроповича, - для нас, музыкантов, большая честь. Ещё и потому, что «Виртуозы Москвы» родились на Волге и отсчитывают свою историю с первого концерта, состоявшегося 20 июня 1979 года именно в Горьком.
- Чем же вас так покорил наш город?
- Меня всегда удивляет и поражает Нижний Новгород своей архитектурой, провинциальностью в хорошем понимании этого слова. Он давно стал центром музыкальной культуры страны.
Огромная заслуга в этом принадлежит выдающемуся дирижёру Израилю Борисовичу Гусману. Никаких слов не хватит, чтобы оценить всё, что он сделал для искусства, а закрытый город Горький обрёл статус столицы музыкальных фестивалей. Когда я с ним познакомился, Гусман был в зените славы, обладал высоким авторитетом у композиторов и исполнителей. В жизни у меня было два учителя - профессор Юрий Янкелевич, у него я занимался в классе скрипки в Московской консерватории, и Гусман. У Израиля Борисовича учился мастерству дирижирования, в течение пяти лет приезжал к нему из Москвы.
«Волшебная» палочка
- Вы и ваш благотворительный фонд 20 лет поддерживаете молодых музыкантов: наш земляк аккордеонист Никита Власов ещё студентом получил «боевое крещение» на фестивале в Кольмаре и теперь солист вашего оркестра.
- Сцена - лучший учитель и экзаменатор: она позволяет юному дарованию в полной мере продемонстрировать свой творческий потенциал, по-настоящему раскрыться таланту.
- Дирижёрскую палочку, которую вам подарил великий Леонардо Бернстайн, называют «волшебной». Как к этому относитесь?
- Дело не в дирижёрской палочке, а в музыке: она волшебна сама по себе.
- Говорят, «Виртуозы» преодолели все вершины, и стремиться вроде уже не к чему.
- Ну, что вы, всегда есть к чему стремиться! Важно только при этом сохранить в сердце и в душе память о тех, кто тебе близок и дорог. Поэтому много лет живёт во мне это чувство к моим учителям и друзьям, которых немало в Нижнем Новгороде.
- «Виртуозы Москвы», Национальный филармонический оркестр, международный Дом музыки, благотворительный фонд. Как вас на всё хватает?
- Есть такой афоризм: «Чем больше человек занят, тем у него меньше времени остаётся на грехи» (смеётся).