Во время саундчека музыканты разглядывали сцену, интерьеры зала и незаметно от маэстро делали снимки на память. Когда репетиция закончилась, мы спросили одного тромбониста: «А вы знаете, что на этой сцене в начале минувшего века выступал знаменитый бас Шаляпин? И больше того, он и его друг писатель Максим Горький пожертвовали свои средства на строительство этого театра - известно ли вам об этом?»
Надо было видеть изумление на лице музыканта. Он поспешил сообщить новость своим друзьям. Заинтригованные, те стали заглядывать в оркестровую яму, рассматривать лепнину на балконе, и в один голос инструменталисты заявили: «Театру так много лет, но в зале сохранилась прекрасная акустика!». Солистка Элен Блик активно принялась фотографировать декорации за кулисами…
Феерическое шоу продолжалось на сцене нижегородской оперы два часа. Слушатели наслаждались искусством мирового уровня, музыканты исполнили за вечер почти тридцать композиций. Звучал свинг, известный многим по фильму «Серенада Солнечной долины», хиты Гленна Миллера, Гершвина, Кроучи, Кэмпферта. В интервью «АиФ-НН» Уилл Салден рассказал о подходе к интерпретации джазовых мелодий прошлых лет и об искреннем увлечении музыкой легендарного тромбониста.
В оркестре - супермузыканты
- Господин Салден, у вашего оркестра неповторимый - чистый, звучный, стройный - саунд, получивший специальное название «crystal chorus». Как вам удалось добиться такого эффекта звучания?
Уилл Салден: - Во-первых, безупречный саунд, узнаваемый с самых первых нот, создают суперинструменталисты, а у меня в оркестре только такие музыканты. Во-вторых, я обращаюсь к лучшим аранжировкам сочинений Гленна Миллера, долго и тщательно работаю над ними. В итоге достигаю такого результата, который нравится публике.
- А молодой музыкант может получить ангажемент в ваш оркестр? Если да, что для этого необходимо: образование, опыт, талант?
- Для этого необходимо всё, что вы перечислили. И, кроме этого, нужно любить и хорошо играть джазовую музыку.
- В 1991 году ваш биг-бенд получил от американцев лицензию на использование в названии знаменитого бренда. По условиям правообладателя Glenn Miller Productions оркестр обязан соблюдать строгие ограничения в области репертуара и манеры исполнения. Насколько «музейно» вы подходите к исполнению джазовых суперхитов восьмидесятилетней давности?
- «Музейный» подход в исполнительстве - вообще вещь относительная. Смешно требовать от исполнителя, скажем, бетховенской сонаты играть её именно так, как того желал бы сам Бетховен. Но мы, разумеется, строго придерживаемся оригинальных гленнмиллеровских аранжировок, и солисты играют в своих соло не импровизации, а исключительно те ноты, которые звучали у их предшественников под руководством Гленна Миллера.
- На каких инструментах играете? В связи со стремлением к аутентичности - наверное, на довоенных, времён оригинального состава Гленна Миллера?
- О, многие наши музыканты хотели бы играть на довоенных инструментах! Конструкции совершенно другие, звук - мягче, приятнее. Увы, достать инструменты того времени сейчас практически невозможно, хотя некоторые из оркестрантов - счастливые обладатели дорогостоящих раритетов.
40 лет джаза
- Маэстро, вы лично давно играете джаз?
- Более сорока лет. С юного возраста я был фанатом Гленна Миллера и мечтал создать свой коллектив, подобный знаменитому бенду. Мечты сбылись: теперь мой оркестр исполняет музыку, давно ставшую мировой джазовой классикой.
- А если вернуться на тридцать пять лет назад: вы, создавая свой оркестр, предполагали, что он станет настолько известным и популярным во всем мире?
- Даже не задумывался над этим. Я был свидетелем того, как быстро создавались и так же быстро распадались биг-бенды. Скажи мне кто-нибудь тогда, что наш оркестр преодолеет тридцатилетний рубеж, получит право называться именем Гленна Миллера - ни за что бы не поверил.
- В Нижнем Новгороде вы побывали впервые почти шесть лет назад. За это время произошли какие-то изменения в аудитории ваших концертов? И что на вас самого произвело самое большое впечатление?
- С каждым приездом убеждаюсь, что в Нижнем Новгороде самая восторженная публика, а в залах много молодёжи, которая хорошо разбирается в музыке.
Лучший отдых - в деревне
- У вас очень спортивная фигура! Поделитесь секретом с нашими читателями: это результат здорового образа жизни, диета или занятия спортом?
- Спасибо за комплимент, хотя, признаться, моя жена почему-то другого мнения (улыбается). Стараюсь регулярно заниматься спортом и мало-мальски веду здоровый образ жизни.
- Есть у вас любимое место отдыха на планете?
- Это мой дом. Я так много разъезжаю, что для меня нет ничего лучше, чем отпуск без чемоданов в родном Оббихте.
- Вас узнают там на улице, в цветочном магазинчике?
- Оббихт - это даже не городок, а, скорее, деревня: в ней всего две с половиной тысячи жителей, друг друга все хорошо знают. Но повышенного интереса к собственной персоне как-то не замечал.
- Вы хотите, чтобы ваши дети стали музыкантами знаменитого оркестра Гленна Миллера?
- Мои сыновья заняты делом, не имеющим отношения к музыке. Они сделали успешную карьеру.
- О чём вы мечтаете?
- Мечтаю, чтобы ещё много-много лет руководить оркестром, мечтаю о наполненных концертами гастрольных турах, восхищённой публике, аншлагах в залах, чтобы не подводило здоровье. Если всё сложится именно так, буду доволен.