Примерное время чтения: 6 минут
290

Увлекательнее гаджетов. Как работают актеры беби-театра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 18/09/2019
Сказочную репку в беби-театре можно тянуть вместе с артистами.
Сказочную репку в беби-театре можно тянуть вместе с артистами. Дзержинский театр кукол

Согласитесь, большинство культурных мероприятий рассчитано на семьи с детьми от трёх лет. А в песочнице на площадке эмоции переполняют прежде всего малышей. Логично, что в беби-театре вы действительно зарядитесь энергией детства, на время забудете, что вы взрослый, загруженный заботами человек.

Объединяющая сила

Идея театра для родителей с малышами полностью вписывается в концепцию здоровой дружной семьи. Ничто так не укрепляет, не объединяет её, как совместные положительные впечатления. Ребёнку крайне важно именно общее с родителями занятие. В беби-театре мама и папа проживают вместе с детьми то, что происходит на сцене. Поэтому и эмоциональная отдача у ребёнка больше.

Такой коллективный опыт очень важен: все реагируют на сценическое действие одинаково и в то же время по-своему. Родители получают уникальную возможность увидеть себя и своих детей в новом свете. Ведь дети растут не только в мире их родителей, они видят вокруг себя огромный мир, который их привлекает. В театре малыши получают новый опыт общения.

Беби-театр – не просто полезный досуг для всей семьи. Представление и реакция малыша дадут массу идей для совместного домашнего времяпрепровождения. Ведь многие молодые родители, воспитывая маленького ребёнка, не понимают, во что с ним поиграть, порой начинают подменять общение планшетом, мультфильмами, дорогущими развивающими играми.

На самом деле всё гораздо проще. Ребёнку нужно обеспечить детство, полное не только материальных объектов. Создайте малышу особый мир, который он будет вспоминать как магический завораживающий калейдоскоп самых невероятных приключений и эмоций. А безграничное воображение для этого есть абсолютно у каждого ребёнка.

В каждой квартире имеется ковёр, диванные подушки, стол, плед, стулья, фонарик, возможно, стремянка… Из этого можно построить и домик, и палатку, и корабль, и подводную лодку, и ракету. Нужно только чуть-чуть вдохновения и желания создать воображаемый мир, которые появляются после похода в беби-театр.

Живая игра актёров, интересные яркие куклы и простые, но занимательные сюжеты театра для малышей – это намного интереснее любого, даже самого продвинутого гаджета.

Для Европы беби-театр уже давно привычен. В нашей стране он воспринимается как что-то необычное. Многие родители просто не знают о его существовании за пределами столицы. Между тем отечественные беби-театры уже участвуют в фестивалях – например, во Владимире на базе областного театра кукол проводится Международный фестиваль «Малышок».

Тем не менее, для большинства мам открытием становится то, что в театр можно пойти с годовалым малышом. Интерес к сценическому действию не появляется у ребёнка вдруг лет в пять. Приобщать его к миру театрального искусства нужно как можно раньше. Тогда малыш, а потом взрослый человек будет свободно чувствовать себя в этом удивительном мире, где можно придумывать, воображать, творить. В беби-театре у родителей появляется прекрасная возможность осознать, что маленький ребёнок – это уже личность с комплексом эмоций, реакций и желаний.

Детскими глазами

Беби-театры сейчас можно найти во многих городах России. Например, в Москве, Туле, Тольятти, Сургуте, Астрахани, Кемерове, Белгороде, Владимире и других. Здесь нет никаких жанровых ограничений: профессионалы с удовольствием используют и пластику, и музыку, и стихи, и сторителлинг. Театр делают детали, но они, как водится, решают всё. Любое представление должно быть адаптировано для восприятия малыша. Например, ребёнок не в состоянии уследить за двумя планами. Если на сцене начинается какое-то движение – света, актёра или декорации, оно должно завершиться, и только потом возможно начать следующее действие. Внимание ребёнка концентрируется не дольше чем на 15-20 минут, поэтому основное развитие сюжета должно уложиться в эти рамки. А спектакль в целом длится не дольше 30-35 минут.

При постановке учитывается, что не все дети могут усидеть на месте. Поэтому представление обязательно насыщают интерактивом, чтобы задействовать маленьких зрителей.

Малыши младше трёх лет и чуть старше могут воспринять театр даже без слов или на иностранном языке! Но понимают они представление своеобразно – как набор ярких картин, мини-сюжетов внутри действия. Дети запоминают ярких кукол, свои тактильные ощущения и эмоции.

У них очень развитое воображение. Маленькие зрители без труда перевоплощаются в цветы, мышек или бабочек с минимальным реквизитом, чувствуя себя при этом полноправными героями сказки, которую смотрят. Но им важен качественный визуальный ряд, динамичный ритм, красочные, но не перегруженные деталями декорации и живые эмоции актёров. Те, кстати, играют на минимальном от детей расстоянии, поэтому не имеют права на неискренность и фальшь.

Артисты беби-театра должны быть профессионалами, хотя со стороны может показаться, что всё там происходит легко и просто. Дети в зале не сидят рядами на своих местах, они могут свободно передвигаться по сценической площадке, а это создает для актёров определённые трудности. Значит, им нужно уметь быстро импровизировать и, не прерывая действия, наблюдать за реакцией этой сложной публики. Если нужно, успокаивать гиперактивных или ненавязчиво расшевелить стеснительных.

В Нижегородской области есть единственный профессиональный беби-театр, он второй год работает на базе Дзержинского театра кукол. По словам директора театра кукол Галины Демахиной, одна из главных задач проекта – рассказывать внимательным и думающим родителям о беби-искусстве как о направлении настоящего, взрослого искусства. Профессионалы театра кукол понимают и учитывают нюансы, это позволяет адаптировать спектакль для восприятия самыми маленькими зрителями.

Мнение эксперта

Психолог Екатерина Чистякова, автор научных статей о театре и его психологической составляющей:

«Время требует раннего развития детей, в том числе и в художественно-эстетическом плане. Сензитивный период развития детей наступает с одного года, а то и раньше. Начинается процесс психологического отделения от матери, а в три года формируется самосознание.

Очень важно не упустить этот краткий период. Совсем не обязательно с пелёнок водить ребёнка на развивающие занятия, которые не всегда приносят пользу. Гораздо лучше и полезнее провести время в пространстве, которое одновременно дарит положительные эмоции, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет познавать этот мир каждой клеточкой тела.

К тому же беби-театр – место, где любой взрослый может легально почувствовать себя ребёнком. Это помогает объединению семьи. Совместные позитивные эмоции сближают детей и родителей.

В особом театре малыш познаёт этот мир тем способом, который ему в данный момент удобен: визуально, тактильно, на слух. Очень важно, что он может участвовать в представлении, пробуя себя в новых контактах с куклами и актёрами. Это новый опыт взаимодействия с миром.

И что самое главное – этот опыт безопасен! В раннем возрасте малышу нужно познавать, исследовать окружающее пространство, чувствуя при этом опору за спиной.

Стоит помнить, что внимание ребёнка в раннем возрасте очень быстро переключается, и даже сменяющееся действо может быстро ему наскучить, поэтому небольшая продолжительность спектакля подходит детям до трёх лет. А интерактивность представления позволяет ребёнку даже во время его постоянно менять занятие: наблюдать, участвовать или просто наслаждаться происходящим и заряжаться эмоциями, сидя у мамы на ручках. Беби-театр – хорошее семейное времяпрепровождение!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно