Примерное время чтения: 5 минут
1445

Операция «реставрация». Как художники «спасали» Горького и Шаляпина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 27/07/2016
Картина «Горький и Шаляпин в Нижнем Новгороде»
Картина «Горький и Шаляпин в Нижнем Новгороде» Администрация Нижнего Новгорода

Картина «Горький и Шаляпин в Нижнем Новгороде» - последняя большая работа известного живописца Константина Юона. Это полотно получилось необычным. Автор в одной работе совместил и узнаваемый пейзаж с нижегородской набережной, и портрет двух друзей - Максима Горького и Фёдора Шаляпина.

Последнее полотно

Константин Юон
Родился в 1875 году в Москве. Русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник. Автор картин «Новая планета», «Люди», «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры». Умер 1958 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Художник создал много портретов Максима Горького, великий писатель был ему интересен как неординарная личность. С Фёдором Шаляпиным Юона связывали дружеские отношения.

В Нижнем Новгороде Константин Юон бывал неоднократно. Работая над этим полотном, он создавал этюды с видами города, которые впоследствии рассматривались искусствоведами как самостоятельные работы. В свою последнюю картину Юону удалось вложить и свою любовь к пейзажам, и очарованность нижегородскими красотами, и дружеские чувства к Шаляпину и Горькому.

Анна Малыгина, главный хранитель музейных предметов литературного музея Горького, рассказывает, что большую часть своей жизни картина провела в шаляпинской школе в нынешнем Приокском районе Нижнего Новгорода. Фёдор Шаляпин лично давал деньги на строительство этой школы в деревне Александровке, помогал ей и потом. Сейчас это школа №140. Именно там, прежде чем попасть в музей, больше 40 лет и находилась картина. В школьном музее она занимала целую стену, её берегли, но денег на реставраторов и чистку полотна просто не было.

Картина Константина Юона в руках реставраторов впервые за 60 лет.
Картина Константина Юона в руках реставраторов впервые за 60 лет. Фото: Администрация Нижнего Новгорода

«Отмыли и заштопали»

Сейчас действия реставраторов чем-то напоминают хирургическую операцию. Денис Самойленко и Антон Трофимов, художники-реставраторы из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря, объясняют, что, восстанавливая огромное полотно размером 2,55 на 1,76 метра, им приходилось использовать и защитные маски, и инструменты, действительно похожие на медицинские.

«Картина была написана в 1955 году, в руки реставраторов она попала впервые за 60 лет, - говорит Денис Самойленко. - Для начала пришлось избавить полотно от грязи, накопившейся за это время. Начали с подрамника, его пришлось ремонтировать, он в некоторых местах треснул. Пыли там было столько, что пришлось работать в масках. Затем очищали само полотно. Универсального растворителя нет, мы подбирали такой, который подойдёт именно для этой картины. Потом ватными тампонами снимали накопившуюся пыль, грязь с поверхности. Это скрупулёзная работа, надо действовать так, чтобы не задеть даже авторский слой лака - не то что слой красок».

В уголке картины реставраторы специально оставили маленький квадратик, который не очистили. Сразу видно, что теперь мы видим не серо-грязное небо над Волгой, а голубое. Картина приобрела именно такой вид, какой у неё был, когда Юон закончил над ней работать.

«Главная проблема была, конечно, не в грязи и пыли. Здесь были практически все виды разрушений: прорывы, осыпи, деформации, отслоения красочного слоя от грунта, - добавил Антон Трофимов. - Кто-то когда-то, возможно, при перевозке картины, неправильно натянул холст на подрамник. А холст - это ткань, она начала провисать, появились складки. Из-за этого началось расслоение красочного грунта. В одном месте появился даже небольшой прорыв. Сейчас ничего этого не заметно».

Картина «Горький и Шаляпин в Нижнем Новгороде» может занять своё место в музее - к 150-летию Максима Горького в 2018 году и к приёму многочисленных зрителей она готова.

«Вредный» тальк

А вот две книги из личной библиотеки писателя и ещё одну картину - пейзаж Петра Нейского «Нижний Новгород с Волги» - увозят на реставрацию в столицу.

«Здесь работа займёт несколько месяцев, - уверен Антон Трофимов. - Картина в плачевном состоянии, краска осыпается с грунта при любой попытке установить полотно в горизонтальное положение».

Пётр Нейский - выпускник Строгановки, преподавал рисование и черчение в женской и мужской гимназиях Нижнего, а также в воскресных рисовальных классах общества любителей художеств. Максиму Горькому нравились работы земляка. Эта картина находилась в музее Горького.

Кстати
По словам Ларисы Моториной, директора Государственного музея ордена Почёта им. А.М. Горького, на реставрацию этих картин, а также двух книг, принадлежащих Максиму Горькому, федеральный бюджет выделил более 1,7 млн руб.

Реставраторы нашли причину её разрушения.

«В конце XIX - начале XX века фабричные холсты для картин пересыпали тальком, это делалось, чтобы ткань не склеивалась, - объясняет Денис Самойленко. - Чтобы краска держалась долго, холст надо было от талька очистить. Сейчас невозможно узнать, почему этого не сделал Пётр Нейский - не исключено, что поручил эту работу кому-то из своих учеников».

Картину «Нижний Новгород с Волги» отреставрируют к 2017 году.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно