Примерное время чтения: 4 минуты
224

Расписной мир: хохлома - это судьба

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 13/03/2013
фото автора

Неужели ни у одной из этих весёлых, жизнелюбивых работниц творческого цеха не бывает серых дней и проблем?

Красота за два рубля

В цехах и творческих мастерских профильного семёновского предприятия красиво, много зелени и света. После суеты Нижнего удивляешься: как неторопливо здесь бежит время!

Работают в творческом цехе в основном женщины. Все одеты уютно, по-домашнему - в цветастые халаты. В халате удобно работать, объясняет Светлана ТОРОПОВА, художник по хохломской росписи. Невысокая, по-кустодиевски пышная и уютная, настоящая русская женщина лет пятидесяти, какие нередко встречаются в глубинке.

С детства Светлана любила рисовать. Когда подруги рисовали кукол, принцесс и рыцарей, её завораживали золотые хохломские узоры. Часами выводила на бумаге травы, листья и ягодки, подражая письму настоящих мастериц, и мечтала, что когда-нибудь окажется в одном ряду с ними.

- Проблем-то у нас предостаточно, - вступают в разговор бойкие соседки Тороповой. - Молодёжь к нам не торопится, да и та, что есть, уходит. Понять людей можно: заработок здесь от 5000 до 7000 руб. Этой зарплаты хватает только на квартплату.

Светлана - мастер высшего разряда, заслуженный художник Российской Федерации получает всего лишь 12 000 в месяц - с премией и дополнительными заказами. Она работает за оклад, а цеховые мастера получают зарплату сдельно.

- Каждая расписная ложка стоит в магазине 90-100 руб., а мы получаем за неё всего 2 рубля, - сетуют мастерицы, расписывая ковши, ложки, бочонки. - А за день надо сделать 50 таких ложек или другой продукции на эту же сумму.

После таких откровений становится обидно за тех, кто творит хохломскую красоту за мизерное вознаграждение, не бросая традиционный промысел.

Сложные «реснички»

Светлана привычными уверенными движениями выводит на изделии «травинки», «усики», «нажимчики» и «реснички». Эти узоры - основа хохломской росписи.

- Традиционно в хохломском письме используются 4 основных цвета, - объясняет мастерица. - Но веяния времени таковы, что мы порой их между собой перемешиваем, чтобы получить светлую зелень или оранжевый.

Сегодня ей предстоит расписывать ковш в форме лебедя. Женщина берёт его в руки и какое-то время внимательно рассматривает.

- Мы работаем и по вдохновению, и по заказам. Больше всего, конечно, нравится писать по наитию, - говорит художница. - Бывает, настроение радостное - берёшь побольше светлых красок. Если какие-то неприятности, то и письмо поспокойнее, потемнее. Сегодня мне хочется взять побольше весёлых красок.

Чтобы расписать большое изделие, порой требуется целый месяц. На роспись, например, ковшей средней величины вроде лебедя уходит 2-3 дня. А мелкие вещи расписываются по несколько штук в день.

...Глядя на усталых, но весело щебечущих женщин, на немыслимую красоту, сотворённую их руками, думаешь: почему же полёт фантазии оплачивается незаслуженно скромно? Кстати, в рядах работниц, увлечённых росписью, то тут, то там зияют пустующие места. Кое-где не хватает половины мастериц.

В Семёнове в каждой семье кто-то да занят росписью хохломы. Но почему местные власти не борются против оттока художников в другие сферы деятельности? Не хочется думать, что развитие прекрасного древнего промысла - хохломской росписи - под угрозой. Всё-таки люди здесь, несмотря ни на что, любят свою работу.

- Мне нравится, что в работе художника царит полёт фантазии. Можно рисовать всё, что просит душа, - говорит Светлана. - Хотя мы работаем строго с 8 до 17 часов, всё равно остаётся ощущение творческой свободы.

Пока здесь работают самоотверженные и преданные своему делу женщины вроде Светланы, за судьбу Золотой Хохломы можно быть спокойными. Надо теперь побеспокоиться о судьбе самих мастериц.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно