Примерное время чтения: 5 минут
862

Старинные танцы вернулись в моду

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 01/02/2012
Фото: АиФ-НН

Кадриль «Монстр»

Бал для детей из неблагополучных семей, бал для старшеклассников, губернаторский бал, Рождественский бал… Кажется, сейчас без торжественных танцевальных мероприятий не обходится ни одно значимое событие. Между тем увлечение историческими танцами в Нижнем Новгороде достаточно молодое. Первые танцоры и школы появились у нас только в начале 2000-х годов.

Сейчас в Нижнем действует 4 школы старинного танца. У каждой из них - свой контингент постоянных учеников. Изучать вальсы, польки и мазурки приходят люди самых разных возрастов, от школьников до пенсионеров. Интерес к истории, увлечение реконструкцией, стремление найти единомышленников - каждый находит что-то своё.

- Чувствуешь себя как в сказке, - делится впечатлениями студентка Ирина Смаляная.

- Учишься держать себя. Ощущаешь большую ответственность за свой образ и поведение, - говорит аспирант Алексей Смирнов.

Постижение танцев XIX века обычно начинается с контрдансов. Название происходит от английского словосочетания «country dance», что означает сельский, народный танец. Из Англии контрдансы проникли во Францию, затем в Германию. В XVIII - начале XIX века они распространились по всей Европе и доросли до уровня бальных танцев. До наших дней дошло немало описаний различных контрдансов. Записки когда-то практикующих хореографов, используются сейчас для реконструкции и постановки танцев.

С разным успехом новички осваивают вальс. Всех изумляет, что изначально он считался неприличным, неблагопристойным танцем: как это - обхватить даму за талию и кружиться с ней по залу! Выходили официальные запреты танцевать вальс. В России только Александр I высочайше утвердил вальс в правах, самолично исполнив тур танца на одном из балов.

Высшим же бальным мастерством сейчас, как и в старину, служат кадрили. Ничего общего с описанием танца в песне «Кадриль моя сердечная…» они не имеют. Это сложные бальные танцы, рождённые во Франции и обретшие популярность в XVIII - XIX веках. «Анаван», «анарье», «шоссе круазе», «балансе аллеманд» - изначально все эти команды преподавателя кажутся непостижимее китайской грамоты. На самом деле за каждым французским названием скрываются определённые движения. Все вместе они складываются в схему - идеальное пособие для любого танцора.

- Кадрили делятся на фигуры, между которыми есть небольшие паузы, - объяснили нам в школе исторического танца «5 па». - Перерывы в пару минут были необходимы для того, чтобы танцоры могли отдышаться и подготовиться к исполнению следующей части. Каждая фигура имеет уникальную последовательность движений и зачастую разную продолжительность.

Самые сложные кадрили, которые сейчас танцуют в Нижнем, длятся порядка 15 минут и насчитывают 5 фигур. Для сравнения, во Франции XIX века существовала кадриль «Монстр». Она длилась более часа! Чтобы ее станцевать, дамы частенько делали шпаргалки: записывали последовательность фигур на веерах и подглядывали во время танца. Пока одни пары танцевали, другие отдыхали: им подносили стульчики и напитки. Кстати, на современных балах, так же как и в старину, не принято употреблять спиртные напитки. Выпив даже пару бокалов шампанского, переносить духоту в зале, танцевать долгие и сложные танцы очень тяжело.

От гальярды к рок-н-роллу

- Балы служили главным местом встреч, завязывания знакомств, общения, - рассказывает руководитель Нижегородской ассоциации старинного танца Михаил Смирнов. - Бальный этикет был очень строгим. Его несоблюдение каралось общественным порицанием, потерей репутации. Каждое движение, жест, взгляд, даже взмах веером имели своё значение.

К примеру, изначально даме запрещалось танцевать с одним кавалером несколько танцев подряд. Это давало повод для сплетен и слухов о романтических отношениях, легкомысленном поведении. На бал брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев и кому какой танец обещан. Забыть о приглашении означало нанести серьёзное оскорбление. Зато без зазрения совести можно было отказать кавалеру, явившемуся на бал без перчаток или в ненадлежащем костюме. Самому Пушкину однажды дали от ворот поворот, когда он прибыл на бал в неподобающем мундире.

Прекрасные наряды и сейчас являются неотъемлемой частью балов.

- Мы шьём платья сами, с помощью мам и бабушек, обращаемся к портным, берём напрокат в театральных ателье. Прототипов много - описания в классике, картины, - рассказывает Анастасия Молчанова. - Наряды стоят довольно дорого. Но на следующий бал снова хочется прийти в новом платье. Кавалерам немного проще: порой достаточно иметь один хороший фрак, однако и его пошив влетает в копеечку.

- Никакой специальной подготовки для того, чтобы заниматься старинными танцами, не требуется, - уверяют в Нижегородской ассоциации старинного танца. - Конечно, поначалу будет непросто: придётся учить совершенно отличные от привычных нам шаги. Но при достаточном количестве упорства ничего невозможного нет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно