Действие известной многим зрителям пьесы Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» или «Визит» происходит в небольшом европейском городке Гюллене. В Гюллен приезжает миллиардерша Клара Вешер, покинувшая его против своей воли почти полвека назад при весьма драматических обстоятельствах. Обнищавшие жители Гюллена надеются, что их богатая землячка возродит прежнее величие их города и обогатит его жителей.
Она предлагает жителям города за огромную сумму денег убить Альфреда Илла – мужчину, с которым у нее был роман, закончившийся трагедией для Клары. Сначала горожане отвергают предложение, однако залезают в долги, в надежде, что кто-нибудь из них совершит это убийство и полученный гонорар покроет долги. Когда задолженность достигает больших размеров, они выносят Иллу смертный приговор и приводят его в исполнение.
Однако режиссер ТЮЗа Виктор Шрайман привнес дополнительный смысл в сюжет, заострив внимание на общественно-политической жизни Германии начала XX века.
В поисках смысла
- У театра есть право трактовки драматургии, - поясняет свою позицию режиссеру спектакля Виктор Шрайман. - Такова мировая и российская практика. В костюме бургомистра использованы цвета флага Веймарской республики. Вечерние спектакли, к которым относится «Визит», рассчитаны на возрастную группу после 16 лет. Но и подросткам не мешало бы задуматься, как люди из простых обывателей превращаются в управляемую толпу, способную на убийство. Это очень своевременная сегодня мысль. Да, эта мимикрия души маленького человека постигла, прежде всего, Германию, но о трагедии вселенского масштаба нельзя забывать. Дюрренматт в своей социальной сатире идёт вслед за Бертольдом Брехтом, исследуя историю обывателей, превратившихся в агрессивно-послушное большинство. Мы хотим, чтобы зрители могли задуматься над опасностью возникновения агрессии, экстремизма, нетерпимости в обществе!
Однако, это мнение режиссера не поддержали даже в творческой среде.
- Думаю, разоблачения фашизма в спектакле не получилось, - говорит известная нижегородская актриса, режиссёр Елена Фирстова. - По мысли Дюрренматта в пьесе «Визит» люди поддались «золотому тельцу», их развратило внезапно нахлынувшее богатство. Режиссёр же нагрузил произведение темой фашизма, которая получилась ярко благодаря прежде всего музыкальному оформлению - маршевой песне «Эрика» (символу нацистской Германии). То, что вызывает отторжение на генетическом уровне у старшего поколения, может быть привлекательно для молодых. С такими темами нужно работать крайне аккуратно. Мы уже столкнулись со свастикой на заборах и храмах. ТЮЗ должен работать для юных зрителей, образовывать, а не действовать по принципу «Всё можно». Так мы совсем потеряем молодёжь. Скажу честно, я испытываю тревогу и за театр, и за зрителей!
Задумка или пропаганда?
В адрес редакции «АиФ-НН» пришло несколько возмущенных откликов от людей, видевших постановку.
- Очень удивлена, почему такое происходит на сцене театра для детей и молодёжи. Меня возмутила смелость режиссёра, который ухитрился вставить в постановку тему фашизма, причём это выглядит весело и даже симпатично! - написала в редакцию «АиФ-НН» нижегородка Ирина Васильевна. - На сцене под энергичную музыку фашистского марша с воодушевлением маршируют актёры, а потом благоговейно слушают речь Гитлера! Многие возмущены! Что получается: подчиняйся фашизму и будешь ходить в золоте? Разве это не пропаганда?
Ещё одно мнение нашей читательницы Оксаны Приёмыховой:
- Мы ошарашены обилием фашисткой музыки, оригиналом речи бесноватого фюрера, «зигуюших» и шагающих под марш Третьего рейха персонажей. В пьесе «Визит старой дамы» швейцарского прозаика и драматурга Фридриха Дюрренматта темы фашизма нет. Нелепым выглядит использование в костюме бургомистра флага современной Германии, где решительно борются с возрождением фашистских идей. Очевидно, критика немецкого фашизма, да ещё в юношеской аудитории, требует вдумчивого и профессионального подхода.
Много откликов на спектакль в группе ТЮЗа в соцсетях.
- Шла с противоречивыми чувствами, не верилось, что заинтересуюсь. В итоге очень прониклась, казалось, что я вместе с жителями городка участвую в казни. Немного напрягла последняя сцена с маршем. Но задумка режиссёра есть задумка режиссёра, - пишет студентка Юлия.
- Завершается спектакль феерично - снова выходит человек, издалека - вылитый Гитлер. Зрители слышат запись реальной речи фюрера, которой внимают люди. В финале они, преобразившиеся, теперь не в обносках, а в одинаковых золотистых плащах, концептуально маршируют, чеканя шаг. Странное ощущение. Отсылка к фашистской Германии - режиссёрская находка. Без этого постановка потеряла бы оригинальность и актуальность, - пишет Елена Дашкова.
… Автор этих строк тоже признаётся честно: в самом спектакле ещё можно найти глубокую идею. Но вот двусмысленный конец - пламенная речь героя, нарочито похожего на фюрера, взмывающие вверх руки на каждую его фразу и марш в золотых плащах - оставляют нехорошее чувство в душе. Приём на грани фола…