Каждый автомобилист в средней полосе России знает этот день. Ты просыпаешься утром, смотришь в окно, а там — первый снег. Но это не милая рождественская картинка, а суровая реальность. Дороги моментально покрываются ледяной коркой, город встает в 10-балльных пробках, а ленты соцсетей пестрят фотографиями «паровозиков» и «поцелуев» на светофорах. Это он — «День жестянщика».
День, когда все вдруг вспоминают, что ездят на летней резине, несмотря на то что праздник — скорее про кузовной ремонт, а не про шины. Телефоны шиномонтажных мастерских разрываются, а те, кому удалось дозвониться, слышат сакраментальное: «Запись на две недели вперед». Чтобы этот ежегодный хаос обошел вас стороной, nn.aif.ru подготовил подробный гид по смене шин в Нижнем Новгороде.
Почему нельзя ездить зимой на летних шинах?
Многие начинающие водители (а иногда и опытные, но слишком экономные) задаются вопросом: «А зачем вообще менять? Я буду ездить аккуратно». Увы, аккуратность тут не поможет. Дело в физике.
Состав резиновой смеси (компаунда) у летних и зимних шин кардинально различается.
- Летние шины рассчитаны на плюсовые температуры. Уже при +7°C и ниже резина начинает «дубеть» — теряет эластичность и превращается в подобие пластика. Сцепление с дорогой падает в разы, даже если асфальт сухой. На льду или в снегу такая шина абсолютно беспомощна. Ее протектор просто не в состоянии цепляться за скользкую поверхность.
- Зимние шины изготовлены из более мягкой смеси с добавлением силики (диоксида кремния). Они сохраняют эластичность даже в сильный мороз.
Кроме того, у зимних шин совершенно другой рисунок протектора. Он более глубокий, агрессивный и испещр`н множеством мелких прорезей — ламелей. Именно они, раскрываясь в пятне контакта, цепляются за малейшие неровности льда и отводят водяную пленку, а глубокие канавки эффективно очищаются от снега.
Итог: езда зимой на летней резине — это не экономия, а лотерея, в которой главный приз — поездка без происшествий. А выигрыш в лотерее, к сожалению — штука, сами понимаете, редкая. Тормозной путь на льду у летних шин в три-четыре раза длиннее, чем у зимних.
Какие бывают зимние шины?
Если упростить, весь ассортимент зимних шин делится на три большие группы:
Шипованные (Шипы)
- Что это: шины, в протектор которых вживлены металлические шипы.
- Плюсы: непревзойденное сцепление на голом льду и плотно укатанном снегу. Идеальны для загородных трасс и неочищенных дорог.
- Минусы: очень шумные. На сухом и мокром асфальте ведут себя хуже фрикционных (тормозной путь длиннее, так как шип «скользит» по асфальту). Повышают расход топлива.
Фрикционные («липучка») европейского типа (Еврозима)
- Что это: шины с менее агрессивным протектором, часто асимметричным, с развитой системой водоотводящих каналов.
- Плюсы: отлично ведут себя на мокром асфальте, в слякоти и при околонулевых температурах. Тихие и комфортные.
- Минусы: предназначены для мягких европейских зим. На льду и в глубоком снегу они пасуют.
Фрикционные («липучка») скандинавского типа (Скандинавка)
- Что это: шины, созданные для суровых северных зим. У них очень мягкий состав резины и агрессивный протектор с огромным количеством ламелей.
- Плюсы: великолепно «гребут» по рыхлому и укатанному снегу. Благодаря мягкости и обилию ламелей очень достойно цепляются за лед (хоть и уступают шипам на «зеркале»). Комфортны на асфальте.
- Минусы: из-за мягкости могут «плыть» на высоких скоростях по сухому асфальту.
Какие шины выбрать на зиму для Нижнего Новгорода? Мнение эксперта
Этот вопрос самый сложный. Нижний Новгород — город с уникальным рельефом и переменчивой погодой. У нас есть крутые съезды, есть холмистая местность в Верхней части, а есть заречная часть с широкими проспектами. Зимой дороги то чистят и поливают реагентами до мокрого асфальта, то внезапный снегопад превращает всё в снежную кашу, а дворы и вовсе напоминают ледовый каток.
Многие по привычке выбирают шипы, считая их панацеей. Однако мы попросили управляющего одного из нижегородских автосервисов Арсения Герасимова прокомментировать ситуацию:
«Я много лет наблюдаю за водителями в Нижнем, да и сам, разумеется, за рулём. Пришёл к выводу: для нашего города оптимальным выбором в 80% случаев является качественная фрикционная шина скандинавского типа. Объясню.
Большую часть зимы нижегородцы ездят по асфальту — либо сухому, либо, что чаще, мокрому от реагентов. В этих условиях шипы проигрывают: они шумят и, что важнее, увеличивают тормозной путь. Машина скользит на шипах по твердому покрытию, как на коньках.
„Скандинавка“ же идеально работает на асфальте за счёт мягкого компаунда и тишины. Но её главный плюс раскрывается в снегу и во дворах. За счёт агрессивного протектора и тысяч ламелей она вгрызается в снег не хуже шипов. Да, на чистом, отполированном льду (как на катке) шип выиграет. Но как часто вы ездите по такому льду? Обычно это лёд под слоем снега или ледяная корка во дворе. Здесь современная „липучка“ показывает себя почти так же эффективно, как шип, но при этом дает колоссальный выигрыш в комфорте и безопасности на асфальте, где мы проводим 90% зимнего времени».
Вывод эксперта: если вы живёте в городе, редко выезжаете на нечищеные загородные трассы и цените комфорт , ваш выбор - «липучка-скандинавка». Если же вы живёте за городом или ваша работа связана с постоянными поездками по области, где дороги могут быть покрыты льдом неделями, — тогда стоит посмотреть в сторону шипов.
Когда ехать на шиномонтаж в Нижнем Новгороде в 2025 году?
На территории Российской Федерации требования к сезонной смене шин регулируется Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Закон устанавливает общие временные рамки запрета на использование летней резины - с 1 декабря по 28 февраля (зимний период). Регионы имеют право корректировать эти сроки, увеличивая период запрета в соответствии с местными климатическими особенностями.
Но если говорить не о законе, а о практике, то здесь есть два правила: формальное и житейское.
Формальное правило «+7 градусов». Шиномонтажники и производители шин рекомендуют «переобуваться», когда среднесуточная (!) температура воздуха опускается ниже +7°C и держится на этом уровне несколько дней. Это тот порог, при котором летняя резина начинает «дубеть».
Житейское правило «Чтобы без очередей». В Нижнем Новгороде среднесуточная температура в +7°C обычно устанавливается во второй половине октября, а если посмотреть на актуальный прогноз погоды осенью 2025 года— она уже установилась. Поэтому, самое время ехать и «переобувать» машину — сейчас. Ни завтра, ни через неделю, ни с первым снегом. Сейчас.
Нет ничего страшного в том, чтобы поездить на зимней резине неделю-две, пока температура не ушла в нули. Шипы вы не растеряете (современные технологии «посадки» очень надёжны), а «липучка» просто будет чуть мягче. Зато вы гарантированно встретите первый лёд во всеоружии, спокойно и без очередей посетив сервис.
Лучше перестраховаться на неделю раньше, чем на один день опоздать.
И пяти рублей жаль! Нижегородский общественный транспорт вновь дорожает
«Почему меня ненавидят?» Школьники травят одноклассницу и её семью в Сети
Ремонт плюс беспечность. Что рвануло в жилом доме в Нижнем Новгороде?
Вонь режет глаза СК. Силовики работают на Нижегородской станции аэрации