Примерное время чтения: 6 минут
65

Маршрутки, которые нас убивают

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 26/07/2006

Если раньше горожане недолюбливали "маршруточников", но считали, что лучше "десять минут страха и ты дома", чем стоять на остановках или тратиться на такси, то последние события заставили всерьез задуматься над этой проблемой.

Только за это лето произошли три серьезные аварии с участием маршрутных такси. И все на Зеленском съезде.

Аномальная зона?

Первый случай произошел 16 июня. В половине десятого вечера "пазик" маршрута 118 врезался в автомобиль, идущий впереди, после чего пересек Нижневолжскую набережную, вылетел на бордюр, пробил ограждение, съехал на площадку берегового укрепления и опрокинулся. В автобусе в это время находились 13 пассажиров, 8 из которых получили ранения. Комиссия, выехавшая на ДТП, выяснила, что на момент аварии рычаг скорости находился на "нейтралке", выявила 7 неисправностей тормозной системы.

28 июня в 12.20 на том же месте маршрутка N 41 протаранила шесть автомобилей. В результате ранено 6 человек. Причина: рычаг на "нейтралке", 12 неисправностей тормозной системы, в путевом листе нет отметки механика и медика. Мало того, в этот день водитель сел за руль после восьмилетнего перерыва.

11 июля в 18.20 маршрутка N 45 опрокинулась на пересечении "трубы" Зеленского съезда и трамвайных путей. Девять человек получили ранения. Хотя автобус за две недели до этого был на техосмотре, экспертиза выявила 15 неисправностей тормозной системы.

За дело взялись даже специалисты по аномальным явлениям, обнаружившие некую мистику: промежуток между авариями каждый раз составлял 12 дней. Версия: вокруг кремля происходит "завихрение энергетических полей", что поневоле воздействует на водителей и даже пассажиров.

На самом деле во всех трех случаях причины неисправностей в тормозной системе пугающе банальны: течь тормозной жидкости, ее недостаточный уровень, износ тормозных колодок, наличие воды и масла в пневмобаллонах тормозной системы. Бороться с подобными неполадками элементарно - вовремя менять запчасти и доливать жидкость. А на "нейтралке" водители спускались по вполне простой причине - экономили бензин.

"Узники капитала"

От возмущенных граждан досталось всему российскому автопрому: дескать, отечественные производители, в первую очередь ПАЗ, не могут производить качественные автобусы. Заводчанам пришлось оправдываться: они не могут уследить за каждым водителем!

- Еще в автошколах учат, что спускаться с горы надо на той же скорости, на которой поднимаешься, - говорит директор по развитию ОАО "ПАЗ" Сергей Семиков. - Но водители, чтобы сэкономить несколько граммов бензина, готовы рисковать жизнями пассажиров! Мы гарантируем безопасность наших автобусов, но другое дело, как они эксплуатируются. Как правило, у частных перевозчиков они стоят не в гараже, а на открытом воздухе и не проходят ежедневного техосмотра перед выездом в рейс.

Владельцы маршруток не торопятся комментировать произошедшее. Видимо, исходят из принципа, что людям все равно ехать надо. Сами водители прекрасно понимают ситуацию, но ничего поделать не могут.

- Водитель всегда оказывается крайним, - вздыхая, поведал водитель с 35-летним стажем Валерий Цыгуба. - Мы - своеобразные "узники капитала", поскольку во всем зависим от хозяев. В большинстве мы получаем свою зарплату в зависимости от количества проданных билетов, а на мелкий ремонт зачастую тратим деньги из своего кармана - хозяева на всем стараются сэкономить. Естественно, мы не можем за свой счет производить полный ремонт автобусов. Да и семью кормить надо. Жаль, конечно, что у многих водителей формируется ложное чувство - "я уже привык на развалине ездить, со мной ничего не случится!". Это и приводит к авариям.

Выход - отметка о капремонте

Ситуация классическая: "низы не могут, верхи не хотят". А экономия тем временем приводит не только к авариям, но и снижает срок годности автомобиля. "Левая" тормозная жидкость "кипит" при более низкой температуре, а запчасти раньше изнашиваются. Но на это никто не обращает внимания: нужно сделать как можно больше рейсов, перевезти больше пассажиров и заработать больше денег. Кроме того, водители нарушают элементарные правила безопасности - завешивают "лобовуху" картинками и гирляндами. А порой отключают даже аварийную сигнализацию на приборной доске.

Попытки "образумить и приструнить" водителей маршрутных такси ни к чему не приводят. Пару лет назад пытались координировать график движения маршруток - установить диспетчерские пункты, организовать ежедневный медицинский и технический контроль. Но воз и ныне там. Правда, сейчас появились более радикальные предложения - если автобус выработал свой ресурс, а в техпаспорте нет отметки о капитальном ремонте, не отмечать техосмотр, а, следовательно, не пускать в дальнейшую эксплуатацию.

В настоящее время депутаты городской думы Нижнего Новгорода направили своим коллегам в Законодательное собрание Нижегородской области проект закона, который должен кардинальным образом изменить ситуацию на рынке пассажирских перевозок. По мнению некоторых депутатов ЗС НО, в нем есть как положительные, так и спорные моменты. Тем не менее уже в этом году Законодательное собрание должно принять новые правила работы маршруток.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУВД Нижегородской области Игорь МИХАЙЛУШКИН:

- В ДАННОМ случае нужно взывать к совести водителей маршруток, чтобы они постоянно осознавали свою ответственность. Может быть, стоит повесить на съездах лозунг: "Водитель! Включи передачу!"

ЯЗЫКОМ ЦИФР

ЕЖЕДНЕВНО в Нижнем Новгороде в рейс выходят 2500 маршруток.

КСТАТИ

В августе 2002 года в Чувашии "ПАЗ" на спуске вылетел на пригорок, преодолел его и с 20-метровой высоты опрокинулся в овраг. Погибли 24 человека, 39 были ранены. По результатам экспертизы, на момент аварии пробег автобуса был 700 тысяч километров. Отсутствовал трос спидометра, не работал ручной тормоз, на передней подвеске - ни одного амортизатора, аварийная дверь заблокирована, а на задней оси шины были с разными протекторами. На затяжном спуске водитель вообще выключил зажигание.

На момент аварии в автобусе вместимостью 36 человек находились 63 человека! Тогда даже провели эксперимент - попытались максимально набить автобус людьми. При крайней тесноте поместились 59 человек. Как водитель впихнул еще четверых, так и осталось загадкой.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы решить проблему "маршруточников"? Ждем ваших предложений по адресу: 603005, Нижний Новгород, ул. Нестерова, д. 5, офис 12, или по электронной почте gusev@aif.nnov.ru, звоните по телефонам: 19-67-51 и 19-67-53. Вы также можете высказать свое мнение на сайте в разделе «Форум».

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно