Где найти силы на воспитание особенного ребёнка? Неужели планшет всё чаще заменяет маму и папу? Об этом - разговор с Анной Митрофановой, психологом, логопедом-дефектологом.
Где найти силы?
- Анна Евгеньевна, когда в семье появляется ребёнок с отклонениями в развитии, никто к этому не готов. Как родителей настроить, что их ребёнок особенный?
- Никто не застрахован от того, что в семье может появиться ребёнок с проблемами. Самый сложный вопрос - где найти силы. Если ребёнок родился с отклонениями, то обращаться к психологу, дефектологу надо сразу после появления малыша на свет. Тогда к году можно исправить большую часть проблем. Специалист должен честно сказать маме и папе, до какой степени можно помочь ребёнку. Вместе они составляют план действий - это мобилизует, заставляет собраться. Если родители верующие, им проще свыкнуться с проблемой.
Конечно, бывают и срывы, и отчаяние. Доходит до того, что семьи готовы отказаться от малыша: «Он нам не нужен, мы не готовы его воспитывать». К сожалению, часто папа уходит из семьи, где родился малыш-инвалид. У мужчин другое восприятие действительности - им кажется, что это они инвалиды, а не их ребёнок. Они себя чувствуют «не такими» и убегают от этой ситуации. Умный, ответственный папа подходит к ситуации серьёзно и подчас занимается с ребёнком гораздо больше, чем мама, на которой лежит быт.
Каждая семья с ребёнком-инвалидом уникальна, и чтобы помочь, нужно к каждому искать подход, как успокоить, как заставить поверить, что не всё потеряно. Приходится заниматься не только с родителями, но и с бабушками-дедушками, чтобы те не переживали, а помогали.
Есть семьи, где особенного ребёнка воспитывают как равноправного члена общества. Знаю случай, когда мальчик с синдромом Дауна растёт наравне со всеми, он настолько развит, сообразителен, адекватен, что со стороны не догадаешься о заболевании. Особенного ребёнка нужно готовить к жизни - не стоит с ним сюсюкать, делать из него «самого больного больного». Таким детям нравится помогать маме, делать что-то с ней вместе.
Семье важно вовремя оказать помощь. Родители порой прячут ребёнка от мира, стесняются, и пока он маленький, его отклонения не так заметны. Но наше общество не готово пока принимать инвалидов, люди считают, что такие дети должны в кладовке сидеть.
Планшет-воспитатель
- В наш век всеобщего одиночества и компьютеризации не появилось ли больше детей с отклонениями?
- Сегодня всё чаще встречаются дети с задержками речи. В 5-6 лет некоторые ещё не говорят, а родители все эти годы ждали и надеялись: «Он сам заговорит, вокруг же все дети болтают. У соседей сын молчал до 5 лет, а потом сразу начал Пушкина читать наизусть». Но таких детей единицы.
Отсутствие речи может быть признаком невыявленных заболеваний. И помочь таким детям с запущенной формой очень трудно, не всегда возможно. Им придётся учиться в коррекционной школе.
Проблемы с речью - это бич современности, причём во всём мире. Им подвержены дети, рождённые после 2008 года. У кого-то заикание, у кого-то - задержка речи. В каких-то случаях это может быть связано с реакцией на прививки. Кроме того, такие проблемы вызывает ранняя компьютеризация. Родители заняты на работе, с детьми не общаются. Они не готовы признать проблему, у них нет времени или желания заниматься с малышом.
С задержками речи инвалидность не дают, поэтому дети не могут получить помощь. И родители не знают, к кому обратиться. Да и специалистов в Нижнем Новгороде очень мало. Закрывают логопедические группы в детсадах, хотят убрать психологов из дошкольных учреждений. Родителям приходится самим искать педагогов, врачей…
- Чем ещё сегодня страдают дети?
- Проблемой компьютерной зависимости. Детям с младенчества дают планшет, включают мультфильмы. Бывает, что это первый подарок в шесть месяцев. Малыш ещё не говорит, а уже водит пальцем по экрану. За границей планшеты монтируют в детские коляски. Но от такого воспитания нарушается развитие. Даже если ребёнок заговорит, его главным интересом останется гаджет.
Дети привыкли к компьютерным играм - мир там яркий, герои двигаются быстро. А почему учитель в школе так не может? Ребята ждут не дождутся, когда кончится урок и они возьмут в руки планшет. С родителями им неинтересно. И к 3-му классу начинаются проблемы с учёбой. Мозг, выработав свой ресурс на играх, не справляется с нагрузкой и отказывается думать.
В тяжёлых случаях детей лечат психиатры и наркологи. Доказано: когда человек играет, выделяются гормоны, отвечающие за удовольствие и возникает биохимическая зависимость. Кстати, самые молчаливые дети - у родителей-программистов.
Диалог с младенцем
- Как же бороться с этими болезнями времени?
- По рекомендациям Всероссийской организации здравоохранения, детям с нормальным развитием нельзя показывать мультфильмы до двух лет. А если у малыша есть отклонения, ни в коем случае нельзя проблемы перекладывать на телевизор. Разговаривайте с детьми с младенчества, объясняйте окружающий мир, развлекайте, занимайте малышей. Должен быть диалог с младенцем, живая речь, обращённая к ребёнку. Это будет способствовать развитию. Кстати, есть отдельные методики обучения для отцов, как разговаривать с ребёнком, особенно с сыном.
Излишне раннее развитие тоже чревато отклонениями. Сегодня это коммерциализировано - за деньги с вашим малышом с пелёнок будут заниматься и китайским языком, и музыкой. Один ребёнок в два года выучил гербы разных стран, но не знает, как зовут бабушку. Проблемы проявятся ближе к школе. Всё должно быть в меру.
Порой родители делают акцент на познавательной деятельности, а не на общении, и тогда ребёнок воспринимает папу и маму как учителей. Нет любви, нет контакта, и дети, взрослея, сопротивляются, убегают.
- Сегодня очень популярны виды «животной» терапии - лечат собаки, лошади, дельфины. Такой подход действительно помогает?
- Многим детям такая терапия нужна и помогает. Но не стоит от животных ждать сказочного исцеления: что, ребёнку покажешь дельфина - и он заговорит. Нужны опытные инструкторы, терапия должна идти под контролем врачей. Как-то, увидев дельфина, ребёнок так испугался, что перестал к себе подпускать людей. Если малыш любит воду, животных, тогда будет эффект.
Как обнаружить задержку речи?
- 3 месяца - ребёнок должен радоваться маме, реагировать на её речь, «гулить». Если этого не происходит, лучше сходить на консультацию к логопеду, особенно если были проблемы во время беременности или сложные роды.
- 1 год - малыш должен пытаться говорить слова. Норма для этого возраста - 10 слов. В этом возрасте достаточно просто скорректировать отклонения.
- 2 года - ребёнок должен складывать слова в простые фразы: «Мама, дай сок», «Где папа?», «Хочу гулять!». Он должен понимать просьбы, отвечать на вопросы.
- 2,5 года - если ребёнок не разговаривает, нужно бежать к логопеду!
Смотрите также:
- Товарищ для ребенка. Кого ждут в детской общественной приемной →
- Как определить готовность ребенка к школе →
- Малышей второго сорта не бывает! →