Музыка спасает. Профессор консерватории о детской агрессии и сострадании

Детям необходимы уроки творчества для того, чтобы научиться созидать и сопереживать. © / АиФ-Нижний Новгород

Одна из причин детской жестокости - недостаточное творческое и культурное развитие ребёнка. «Изменить ситуацию можно!» - уверена Ольга Красногорова, профессор, проректор по научной работе Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки. О гармонизации системы образования профессор рассуждает накануне 70-летнего юбилея консерватории.

   
   

Ольга Красногорова
Закончила фортепианный факультет Нижегородской государственной консерватории (ННГК). Кандидат искусствоведения. Проректор по развитию ННГК, заведующая кафедрой музыкальной педагогики и исполнительства, профессор. За подготовку студентов лауреатов и дипломантов международных и всероссийских конкурсов и высокое педагогическое мастерство награждена дипломами. Автор научных работ по истории фортепианного искусства, учебно-методических пособий.

Найти гармонию

Альбина Макарова, АиФ-НН: Ольга Альбертовна, многие считают, что консерватория, её студенты и детская агрессия и жестокость никак не связаны. Как люди с дипломом консерватории могут помочь скорректировать поведение школьников? Что может сделать учитель музыки?

Ольга Красногорова: Детская и подростковая агрессия воспринимается в обществе как некая «болезнь роста», которая пройдёт со временем. Случаи жестокого поведения детей были и раньше, наше время не исключение. Но сегодня мы сталкиваемся с особыми примерами. Я не возьму на себя смелость описывать весь комплекс возможных социальных, семейных и личностных причин.

На мой взгляд, в системе общего образования детей сложился дисбаланс в сторону информационности обучения. Слышу много рассуждений о том, какие реформы нужны современной школе, нужно или нет ЕГЭ, нужно или нет дистанционное образование, что надо педагогам, репетиторам.

Почти никто не говорит о том, что нужно современному ребёнку! Начинать надо именно с этого вопроса. Все остальные проблемы - производные. Сколько времени в сутках у ребёнка остаётся после школы (часто с продлённым днём) и после прихода репетиторов, без которых практически невозможно сегодня обойтись? Когда, на каких занятиях ребёнок получает хотя бы что-то, развивающее его эмоционально, заставляющее не только усвоить информацию, но и прочувствовать её?

Преподавание музыки и живописи в общеобразовательных школах сегодня зависит исключительно от личности директора, от его понимания важности этих предметов. Кто воспитывается без творческой составляющей в образовании? Бездушный «робот», умеющий быстро подобрать правильный и однозначный ответ? Тогда не надо ждать от него жалости, сочувствия, сострадания. Современные дети перегружены информационно, и их психика не может не страдать от этого. Без гармонизации системы общего образования здесь не обойтись.

   
   

Нужно показывать ребёнку, каким замечательным и красивым может быть окружающий мир, нужно развивать его чувственно-эмоциональное восприятие жизни. Речь идёт не только о музыкальном образовании - ребёнок может заниматься и живописью, лепкой. И это необязательно нужно рассматривать с позиций будущей профессии. Изучение искусств поможет детям легче справляться и с другими предметами.

- Как это можно сделать?

- Не все, кто учится в музыкальных школах, становятся профессиональными музыкантами. Задач у современного педагога-музыканта несколько. С одной стороны, ребёнка, обладающего высоким уровнем творческих способностей, нужно интенсивно готовить к профессиональной деятельности. В этой сфере наша система профессионального музыкального образования была и остаётся самой эффективной в мире.

Но и остальные дети должны чувствовать себя комфортно в музыкальной школе. Сейчас наша консерватория начала подготовку педагогов, которые будут решать эти универсальные задачи.

Одна из двенадцати

- Нижегородская консерватория готовится отпраздновать 70-летие. Кроме серии юбилейных концертов пройдёт ещё и всероссийское совещание руководителей образовательных учреждений культуры и искусства «Консерватория: стратегии приёма, образования, карьеры». Эти вопросы там тоже будут обсуждать?

- В декабре, в дни празднования юбилея, решено провести и съезд руководителей творческих учебных заведений. Когда едины три звена системы образования: музыкальная школа - колледж - вуз, это позволяет добиваться высоких профессиональных результатов.

Учебный процесс меняется. Появился целевой приём. Нижегородская консерватория ежегодно проводит Всероссийскую олимпиаду обучающихся музыкальных колледжей. По её итогам студенты имеют преимущества при поступлении и получают стипендии за счёт гранта президента России.

Часто нам приходится сталкиваться с неправильными представлениями в обществе о работе консерваторий (кстати, консерваторий всего 12 в России). Кто-то считает, что выпускники консерватории недостаточно востребованы. Однажды даже звонил кто-то из журналистов и спрашивал, не выпускники ли консерватории стоят в подземном переходе. Многие наши студенты имеют стабильную профессиональную работу практически с первого курса. И показатели трудоустройства (а это объективный критерий мониторингов эффективности Минобрнауки РФ) у нас выше, чем во многих вузах других направлений. Востребованность подтверждает и то, что сейчас каждый пятый студент или аспирант в нашем вузе - иностранец. В этой сфере у консерватории много планов по развитию новых международных образовательных проектов.

Где растят звёзд

- Есть рецепт, как вырастить звезду?

- Меня немного беспокоит эта всеобщая погоня за выявлением детей-звёзд. Я сторонник детских конкурсов только в одном случае - если они создают лучшие возможности для дальнейшего обучения ребёнка. Но не для дальнейшей эксплуатации его таланта!

Для воспитания одарённого музыканта нужно много условий. И в первую очередь - самый лучший педагог, которого только можно найти для ребёнка.

Но выдающегося музыканта должны прийти слушать одарённые и понимающие его искусство люди, которых тоже надо обучать и воспитывать. Знаю точно: каждый ребёнок - уже сложившаяся личность со своим характером, и у каждого есть те или иные способности. А чтобы ребёнок вырос гармоничным и счастливым человеком, его педагоги должны развивать те качества его индивидуальности, которые в этом нуждаются. И одна из задач консерваторий - в том числе готовить педагогов, способных решать эти сложные задачи.

Смотрите также: