Житель села Сеченово Нижегородской области Николай Сотников говорит: чтобы быть неравнодушным к нуждающимся в помощи, ему указы свыше не нужны. Журналист «АиФ - Нижний Новгород» побеседовал с ним о сельских буднях доброго сердца и трудной радости помогать другим.
Беда научила
Злата Медушевская, NN-AIF.RU: - Николай, вы называете себя социальным предпринимателем. Как получилось, что выбрали такой путь?
Николай Сотников: - Несколько лет назад у моей тогда трёхлетней дочери Ярославы отказали ножки. Её срочно нужно было везти в больницу в Нижний Новгород. Я в то время был безработным, у жены на руках - новорождённый сын. В сельской администрации оплатить перевозку больного ребёнка отказались. Районная «скорая помощь» тоже таких услуг населению якобы не оказывает. Нужную сумму на перевозку помогли собрать прихожане сеченовской церкви по просьбе батюшки Иоанна. Мы смогли отвезти ребёнка в областную больницу, врачи поставили дочку на ноги.
После этого я решил начать помогать другим людям. Никакой выгоды от своей социальной предпринимательской деятельности не получаю. Хотя некоторые люди думают, что я работаю как государственная служба, то есть что мне зарплату платят. Не каждый может поверить, что в наше время можно что-то делать безвозмездно.
- Чем сегодня занимается ваша социальная служба?
- Начинал я шесть лет назад работать как социальное такси. Составил бизнес-план на получение государственной дотации в центре занятости. На субсидию купил старенькую машину. Стал прихожан церкви бесплатно после службы развозить по домам, таким образом отдавая им свой долг за спасение дочери. Остальные земляки за мои услуги такси платили сколько могли.
Потом добрые люди помогли купить микроавтобус. Я его за свой счёт оборудовал носилками, ходунками, инвалидным креслом - всем для перевозки людей с ограниченными возможностями. Сегодня это единственная подобная машина в Сеченовском районе. Вожу пожилых людей, инвалидов, живущих в Сеченове или окрестных деревнях, в районную больницу или в социальные службы.
«Меня все знают»
- Вы не государственная социальная служба, которую можно вызвать по телефону. Как вас люди находят?
- Мой сотовый давно вся округа наизусть знает! Звонят: «Коля, помоги!» Я еду. Помогает мне женщина, у которой у самой отец парализован, она одна двоих детей поднимает. Так и работаем.
- Насколько я знаю, вы ещё и Дедом Морозом становитесь в новогодние праздники?
- Уже несколько лет на зимние праздники провожу благотворительную акцию «Помоги детям встретить Новый год». Сам переодеваюсь в костюм Деда Мороза. Снегурочку ищу среди молодых землячек, такую, чтобы умела общаться с детьми. Вот в этом году из соседней деревни девушка согласилась помочь. Таким составом и ездим по деткам-инвалидам - конечно, бесплатно. Особой программы у нас нет. Просто приходим в семьи, поздравляем. Когда есть время, объезжаем со Снегурочкой окрестные деревни. Просто на улице общаемся с людьми, дарим новогоднее настроение.
Каждый год накануне акции в социальных сетях объявляю сбор пожертвований. Кто-то деньги перечисляет, кто-то присылает сладкие подарки. В этом году из Москвы от неравнодушных людей 30 таких наборов получили! На пожертвования закупаю конфеты. Фасуем подарки всей семьёй.
Но за годы «работы» Дедом Морозом я заметил: особенным детям важны не подарки, а просто внимание. Вот в этом году попросил ребят из местной школы сделать самодельные открыточки. Особенные дети буквально плакали, когда получали такие послание от сверстников! А родители больных детишек - вообще самые благодарные люди. Хотя, конечно, не в сладостях нуждаются такие семьи. Бывает, приезжаю - жалуются, что памперсов не хватает. Просят разместить в соцсетях просьбу помочь с медицинскими принадлежностями для ухода за лежачим ребёнком.
- А как ваша семья относится к вашей благотворительности?
- Мы с супругой многодетные родители, воспитываем четверых. Конечно, со всеми проблемами жизни с таким количеством детей в сельской глубинке, где нет нормальной работы, мы знакомы. Как-то справляемся… Подрабатываю частными грузовыми перевозками. Бюджет семьи состоит из детских пособий и моей пенсии как ветерана боевых действий в Чечне - 2600 руб. в месяц.
Минус для власти
- Местные власти ваши добрые инициативы как-то поддерживают?
- Скорее, нет. На мой взгляд, они в моей деятельности видят минусы своей работы, за которую им, между прочим, платят. Сейчас пытаемся находить какие-то точки соприкосновения.
Я уже несколько лет числюсь частным предпринимателем. Каждый год нужно платить налог - порядка 20 тыс. руб. Но денег на это у меня нет. Задолжал уже казне… Есть же какие-то программы по государственной поддержке таких инициатив, как мои? Возможна грантовая помощь. Почему бы местным властям не помочь мне её получить?
- Если ваша волонтёрская деятельность так непросто даётся, стоит ли её продолжать?
- Вы знаете, я иначе не могу. Мой отец погиб, когда ему было всего 23 года. Проходя службу в Группе советских войск в Германии, он ценой собственной жизни спас людей, когда произошла утечка радиоактивного топлива. До дембеля ему оставалось три дня. Может, делая людям добро, я и за него живу...
Смотрите также:
- Станем родителями. Многодетность – не проблема, а долгожданное счастье →
- Будьте добры! Как волонтеры помогают детям и спасают жизни →
- Причал надежды, веры и любви →