Осенний вернисаж и столистовая карта. Нижний продолжает культурную жизнь

Тактильные макеты позволяют буквально прикоснуться к творениям инженера. © / ГЦСИ "Арсенал"

Музеи продолжают работать в нерабочие дни, объявленные в Нижегородской области с 25 октября по 7 ноября. Не забывайте взять с собой паспорт и QR-код вакцинированного или переболевшего коронавирусом.

   
   

Самые интересные выставки – в обзоре «АиФ-НН».

Коснуться наследия Шухова

Выставка «Шухов. Формула архитектуры» (0+) в нижегородском Арсенале доступна для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Экспозицию сопровождают инклюзивные материалы, созданные при участии людей с инвалидностью. Прикоснуться – в буквальном смысле – к творениям великого инженера позволяют тактильные макеты шуховских башен. Макеты сделаны из аутентичных материалов и в точности повторяют шуховские конструкции.

Музейные этикетки выполнены крупным шрифтом и шрифтом Брайля. Сопроводительные тексты, написанные «простыми словами» и напечатанные крупным шрифтом, адресованы людям с ментальными особенностями, а также всем, кому трудно читать сложные музейные этикетки, – детям, пожилым людям и неслышащим посетителям. Такой формат – пример универсального дизайна, когда объекты экспозиции доступны и понятны.

Специальная экскурсия с путеводителем разработана для людей, которым нужна помощь в концентрации внимания, а для посетителей, разговаривающих на жестовом языке, есть тур с глухим экскурсоводом.

Все желающие узнать больше о выставке могут воспользоваться аудиогидом, опубликованным на сайте Арсенала. Аудиогид включает несколько версий для людей с различными потребностями: комментарий куратора; тифлокомментарий с описанием объектов экспозиции; видеоверсию на русском жестовом языке. По средам вход на выставку бесплатный.

   
   

Нижегородские истории

В музее-усадьбе Рукавишниковых работает ещё одна выставка, приуроченая к 800-летию Нижнего Новгорода, – «Нижегородские страницы. Восемь историй из жизни губернского города» (0+).

Знаменитая гравюра немца Адама Олеария. Фото: Википедия

На выставке представлено самое первое изображение Нижнего Новгорода – гравюра немецкого путешественника Адама Олеария из его издания «Путешествия в Московию 1656 г.». Также, посетив выставку, можно «побывать» на борту знаменитого парусного судна «Фредерик», построенного для голштинского посольства и спустившегося до Каспия; узнать, как можно было добраться до Нижнего в разные эпохи и на чём передвигались сами нижегородцы. Впервые посетителям показывают карету второй половины XIX века от известного нижегородского мастера Мишукова, специально отреставрированную к выставке.

Здесь же есть механический орган второй половины XIX века нижегородского умельца Павла Ананьина. Особенности конструкции и внешний вид инструмента позволяют считать его единственным в своём роде.

Совершенно невероятным экспонатом выставки можно считать Столистовую карту. Это подробная карта Российской империи, изданная в начале царствования императора Александра I. Именно это издание использовал Наполеон Бонапарт в походе на Россию в ходе Отечественной войны 1812 года.

Зрители выставки смогут почувствовать себя путешественниками, которые знакомятся с городом и, подобно французскому писателю Теофилю Готье, воскликнуть: «А можно ли жить, не повидав Нижнего Новгорода!?»

Художников по осени считают

В Нижегородском государственном художественном музее (Кремль, корпус 3) открыта 29-я областная групповая художественная выставка «Осенний вернисаж» (0+).

Традиционно на «Осеннем вернисаже» много графики и станковой живописи. Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Нижний Новгород – единственный город в России, где каждый год выставочная комиссия регионального отделения Союза художников отбирает лучшие творческие работы современных авторов: живопись, графику, народное, храмовое и декоративно-прикладное искусство, скульптуру.

На этот раз выставка приурочена к 800-летию Нижнего Новгорода. Впервые на ней представлены исторические сюжетные полотна Александра и Ксении Авериных, Владимира Заноги, посвящённые истории основания города. Многие авторы так или иначе обратились к различным аспектам городской истории – от жанровых зарисовок до пейзажей.

Традиционно в экспозиции больше всего станковой живописи и графики. Как обычно, произведения художников можно разделить на лирические и те, в которых отражены публицистические проблемы современности.

«Осенний вернисаж» – и выставка работ известных нижегородских мастеров, и площадка для узнавания новых имён: там год от года экспонируются всё больше молодых авторов. Всего в экспозиции 218 работ 151 автора из Нижнего Новгорода, Балахны, Бора, Дзержинска, Городца, Семёнова, Сарова, Павлова, Уреня.

Искусство вычитания в руинированных стенах

В пространстве нижегородской галереи FUTURO можно увидеть выставку «Вычитание» (0+) Егора Плотникова.

Это тотальная инсталляция, состоящая из скульптурных персонажей-зрителей и живописных пейзажей, которые то врастают в руинированные стены галереи, то исчезают с поверхности холста.

Бесконечный ландшафт, которому посвящена живопись Егора Плотникова, распадается на фрагменты, чтобы зритель пристальней всмотрелся в то, что осталось. Белые геометрические пустоты разрывают замкнутость холстов и образуют новые структуры, отсылающие к опыту супрематизма, но в версии Плотникова они разворачивают нас назад, к пейзажу, мерцающему в нашей памяти.

Егор Плотников родился в 1980 году в Кирове. Окончил Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств. С 1994 года – участник выставок в России, Италии, Бельгии, Англии, Германии, США, Дании, Швеции.

Работы Егора Плотникова находятся в частных собраниях в России и других странах, а также в коллекциях Российской академии художеств, Российского Фонда культуры, Московского союза художников и российских региональных музеях.

Автор работает в области фигуративной живописи и скульптуры. Живопись и скульптурные объекты часто представлены в виде комбинированных произведений и инсталляций. Художник исследует тему реального пейзажа как социального ландшафта и живописного пейзажа как «музейного» жанра, существующего на периферии актуального культурного поля.