Заманивали из Горького
Мало кто знает, что Валерий Фокин 50 лет назад мог стать режиссёром Нижегородского, тогда горьковского театра «Комедiя».
- Нам, студентам Щукинского училища, поступило очень заманчивое предложение. Пришёл к нам на курс тогдашний директор Горьковского театра и стал зазывать нас приехать в «Комедiю»: «Я договорился с обкомом партии, со всеми властями, хочу дать театру новую жизнь. Приглашаю по окончании училища группу молодых студентов и молодого режиссёра к нам. Жильём обеспечим», - вспоминает Валерий Владимирович. - По тем временам предложение выгодное, мы с товарищами отнеслись к нему очень серьёзно, собирались сотворить новый театр. Но… после выпуска меня взял московский театр им. Вахтангова. И вот спустя полвека я снова здесь, открываю свою лабораторию для нижегородских артистов. Ничего не бывает случайно!
Нашу «Комедiю» и знаменитую Александринку связывают люди, стоявшие у истоков нижегородского театра. Например, известная советская театральная актриса Александра Добкевич начинала карьеру на сцене легендарного петербургского театра и 30 лет прослужила в Нижнем Новгороде, рассказала завлит «Комедiи» Анастасия Разгуляева. Можно сказать, на основе, заложенной традициями Александринки, родился и развивается нижегородский театр.
Постоянно просит работы
Неделю нижегородские артисты были заняты в лаборатории Валерия Фокина. В Нижний съехались 12 режиссёров из разных городов России и ближнего зарубежья. По заданию им надо за короткий срок поставить маленькую пьесу, этюд по мотивам пушкинских «Повестей Белкина». Ставят не для зрителей - для себя и для мастера. Артисты получили оценку Валерия Фокина и прошли его мастер-класс. Лаборатория - это особая кухня, где и рождается чудо театрального искусства, создаётся спектакль.
Кстати, первой ласточкой в лаборатории Валерия Фокина стала несколько лет назад актриса театра «Комедiя» Надежда Ковалёва, которая теперь пробует себя в режиссуре.
- Такой формат работы даёт многое и для режиссёров, и для актёров. Идёт профессиональный разговор, обучение, воспитание. Артисту нужно учиться всю жизнь - ставить перед собой вопросы, цели, заниматься, анализировать. И для режиссёра из другого города, где он варился в собственном соку, есть возможность сменить картинку, расширить кругозор, - рассуждает Валерий Фокин. - Русский драматический театр - это кафедра для артиста и зрителя, он должен говорить о серьёзных вещах и заниматься внутренним миром человека, просвещать.
По словам директора «Комедiи» Дмитрия Коновалова, даже маститые артисты с удовольствием учатся и берутся за работу:
- Артист - профессия редкая. Артист - специалист, который постоянно просит работы. Немного найдётся таких продавцов, строителей, инженеров, требующих труда.
Кстати, гости очень хвалят нижегородских артистов за пластичность, талант и за возможность внимать чему-то новому, творить, создавать, учиться.
Замахнуться на мастера
Есть надежда, что творческий процесс, зародившись в эти дни в стенах нижегородского театра «Комедiя», выльется в будущую постановку. Может, Александринка и с гастролями приедет - в России Минкультуры РФ развивает госпрограмму, по которой ведущие театры страны ездят по городам и весям.
Сложность - в продвинутости спектаклей Александринского театра. Около 10 лет назад старинное здание и сцена пережили реконструкцию и модернизацию, став одной из самых современных площадок в стране. Масштабные постановки петербуржцев требуют высокой технической оснащённости. Согласитесь, в немногих российских театрах есть плунжерная система - когда пол двигается и принимает нужную конфигурацию, а свет, звук, сценическое пространство, напичканное компьютерной техникой, управляется с планшета.
Более того, директор «Комедiи» Дмитрий Коновалов замахнулся на то, чтобы пригласить мастера поставить спектакль на нижегородской сцене. Может, случится такой подарок местному театру на 70-летие?..
Смотрите также:
- Иосиф Райхельгауз о секрете успеха в Нижнем Новгороде →
- Обещал и вернулся. Чего хочет нижегородская публика? →
- Надежда Ковалёва и её «Комедiя» →