Не забыло ли художественный слог подрастающее поколение? И кто ходит в библиотеки?
Вместо книги - стрелялка
- Мне читать некогда. Много задают, а в свободное время лучше в компьютерную игру порежусь, надо же голову разгружать, - признаётся восьмиклассник Пётр Трефилов.
К сожалению, сегодня это мнение многих школьников. Что же получается, подрастающее поколение совсем перестало читать?
- В наше время очень много нечитающих детей. А те, кто всё же увлекается литературой, предпочитают фэнтези, фантастику. Русскую литературу редко берут в руки, только на уроках, - рассуждает девятиклассница Александра Власова. - Я сама пишу юмористическую прозу, поэтому литературой болею. У мамы всегда беру книжки почитать.
- Мои друзья много читают, слушают хорошую музыку, мы общаемся, обсуждаем разные интеллектуальные темы. Я сам обожаю литературу, особенно Есенина и Маяковского, - рассказывает поэт из девятого класса Роман Шишков.
Многое зависит от круга общения, считают ребята. Если в компании принято читать, смотреть фильмы, увлекаться музыкой и обсуждать всё это, искусство становится модным. По мнению Саши Власовой, привить любовь к литературе у детей должны прежде всего родители - читать книги надо малышам с самого раннего детства. А что делать, если мамы и папы и сами книги в руки не берут? Тогда на помощь должны прийти педагоги, литераторы.
- В школах часто литературу преподают неинтересно, современное компьютерное поколение не понимает, зачем читать. Вот и нужно через развивающие игры прививать интерес к книгам. Почему не сделать героем такой игры, например, Пушкина? - советует Рома Шишков.
Чтение с колыбели
Всеобщее нежелание современной молодёжи читать беспокоит взрослых - писателей, педагогов, библиотекарей, родителей.
- У меня два сына, занимаются музыкой, талантливые ребята, но почти не читают русскую литературу - увлекаются всем зарубежным, а к отечественному относятся прохладно и снисходительно, - констатирует Николай Свечин, известный нижегородский писатель, краевед. - Пытаюсь их заинтересовать своими книгами - я, конечно, не литератор, я детективы пишу (улыбается). А как приятно, когда человек прочитает мою книгу и пойдёт знакомиться с историей нашего города, с памятными местами! Литература - это отдушина, какой бы профессии ни был человек. Нужно заинтересовать читателей, поднять людей из болота повседневности.
Главный вопрос - как заинтересовать подрастающее поколение, пропадающее в компьютерных играх и дрейфующее на волнах Интернета?
- Дети не перестали читать и не перестали быть талантливыми! Но преподавать литературу в школе сегодня нужно по-другому - через творчество, - считает Марина Кулакова, нижегородская писательница, педагог. - Недостаточно просто научить читать. Мы говорим не о скорости чтения, а об установке сложнейших связей, смыслов. Учитель должен быть мастером, которому интересно искать и поддерживать таланты. И родителям нужно читать малышу на ночь любимые книги, стихи, пойте песни своего детства. Родным словом надо поить и вскармливать.
На битву за родную литературу выходят библиотеки, которые давно перестали быть просто тихими залами для знакомства с прекрасным. Сегодня библиотекари идут на улицы, проводят флешмобы, литературные квесты, рассказывает Тамара Якунина, директор Центральной городской библиотеки Нижнего Новгорода. Фонды библиотек устаревают, финансирования не хватает, новое время требует новых подходов к привлечению молодёжи.
По мнению Ольги Лисятниковой, директора Нижегородской областной универсальной научной библиотеки им. Ленина, нужно делать ставки именно на семейное чтение, активно работать со школами.
- Например, 23 января мы провели день почерка - родители вместе с детьми учились каллиграфии. Специально для нижегородских семей в музее книги можно будет познакомиться с редкими и ценными изданиями. Тома Пушкина, Некрасова, Жуковского, изданные при жизни авторов, рукопись Марины Цветаевой, автографы великих писателей, - продолжает директор библиотеки. - Планируем литературные «круизы» по районам области.
- Нижегородские родители и сами понимают важность литературного воспитания детей - всё чаще молодые мамы берут книги в библиотеке или покупают, а потом читают своим малышам в колясках. Также растёт интерес горожан к книгам по воспитанию детей, - рассказывает Тамара Якунина.
Что выбирает молодёжь?
Литературные предпочтения молодых нижегородцев вот уже не первый год изучает Вера Тумарь, зав. сектором молодёжного абонемента Центральной городской библиотеки.
- В 2014 году самым востребованным блоком литературы у читателей до 30 лет стала классика - 25% от общего числа выдач книг. Современная художественная литература уступает ей больше чем в 2 раза. Падение интереса к современной прозе вполне оправдано её бессодержательностью, абсурдностью, претенциозностью, отсутствием связи с жизнью и с её насущными проблемами. Это жвачка. Поворот читающей молодежи к классике с этой точки зрения радует, - рассуждает библиотекарь.
Любят молодые нижегородцы зарубежных авторов - Данте, Гёте, Сервантеса, Ремарка («Устаём выдавать!» - улыбается Вера Тумарь). Из отечественных писателей для души новое поколение выбирает Достоевского, Толстого, реже Гоголя. Из современных авторов горожане любят Кинга, Акунина, Донцову, Абдуллаева, Вербера. Любимые когда-то нижегородцами Коэльо и Стругацкие уступили свои позиции. Из нижегородских авторов читатели любят Николая Свечина и Захара Прилепина.
И всё же, как констатирует эксперт, наблюдается общее падение выдачи книг - вдвое по сравнению с 2013 г.
- Могу сказать, что нижегородцы читают - и взрослые, и молодёжь. Причём разную литературу - и классику, и бульварные книги. Это даёт широкий кругозор, развивает литературный вкус, что позволяет человеку разбираться в книгах, выбирать свой жанр, своего автора, - рассуждает Владимир Гройсман, директор издательства. - Особенность нижегородского региона - у нас много достойной краеведческой литературы, которой также интересуются горожане. Конечно, нужно учить молодёжь читать. Но силком никого не заставишь. Поэтому, на мой взгляд, и важны встречи молодёжи с известными писателями.
Официально
Сергей Горин, министр культуры региона:
- Нужно приучать молодое поколение к классике, учить чувствовать родной язык. В Год литературы нужно обратить особое внимание на русский язык. И в этом должна быть задействована вся образовательная система, а не только библиотеки. СМИ тоже должны нести просветительскую миссию - к прессе, телевидению сегодня прислушиваются люди. Нужна пропаганда литературы, родного языка.
Большая часть мероприятий, которая пройдёт в Нижегородской области в 2015 году, ориентирована на молодое поколение. Для привлечения внимания к литературе проведём конкурс на самый читающий посёлок в регионе. Летом организуем традиционный фестиваль под открытым небом «Читай, Горький!» - на центральных улицах города установим «свободные микрофоны», и любой желающий сможет выступить, прочитать стихи. Библиотеки развивают форматы «семейного чтения»: пока ребёнок посещает кружки или занимается в читальном зале, родители попадают в руки библиотекаря, из которых не вырваться (улыбается).
Люди устали от «шелухи» - хотят настоящего искусства. И наших детей нужно воспитывать на русских сказках - эти сказки мудры, глубоки, их герои совершают подвиги бескорыстно.