А между прочим, начиналась его музыкальная карьера… в городе Горьком!
Кто сел на приз?
- В 1971 году в Горьком на фестивале «Серебряные струны» ваша группа «Скоморохи» поделила первое место с челябинским «Ариэлем»…
- Не было там никакого «первого места», это обман! Было восемь первых призов, и их давали тем, кто, по мнению жюри, был лучшим в том или ином качестве. Мы получили шесть таких призов, а «Ариэль» - два или, кажется, один - в номинации «группа».
- А что было призом?
- О, это была замечательная штука, такая огромная хрустальная ваза…
- Так вы получили шесть хрустальных ваз?!
- Нет, там были разные варианты. Нам дали вазу и расписную деревянную тарелку, которая довольно долго, лет пятнадцать, висела у меня дома на стене. А потом она сломалась и стала уже непригодной к экспонированию, так что пришлось её убрать. Кажется, на неё кто-то сел. Но она до сих пор где-то лежит.
Кстати, тарелка была вашего, местного производства и поверх рисунка на ней было написано «Серебряные струны-71».
Фото: russianlook.com |
Там будет музыка
- Как обстоят дела с открытием вашего театрального центра, который строится в бывшем московском кинотеатре «Буревестник»?
- Центр - это очень долгий проект, я занимаюсь им уже больше 20 лет. Это городской проект и, соответственно, городские финансы. А в Москве разных идей всегда было много, до центра руки никак не доходили. Но перспективы вроде есть.
Сейчас идёт отделка и исправление того, что было сделано неправильно. За прошедшие годы изменились нормы - строительные, пожарные, они ужесточились, и чтобы сдать объект сегодня, надо его переделать. Вот этим сейчас и занимаюсь - довольно активно. Но я уже много раз говорил: «Вот через год…». Сейчас ничего не хочу говорить.
- А когда центр достроят, там будет что?
- Понятия не имею... Музыка! А вот в каком варианте, сказать пока сложно. Будет театр, само собой. Но театр - это лишь место. А что там будет происходить, я мог бы сказать, конечно, но не хочу, потому что не уверен в пределе своих возможностей.
- Из детства навсегда запомнился озвученный вами мультфильм «Принцесса и людоед»…
- Да, милая работа на чудесные стихи Генриха Сапгира. Всё произошло довольно случайно, быстро, тем более что в то время у меня было много таких вот камерных работ, в том числе и мультсборник «Весёлая карусель» №9. Композиция про принцессу и людоеда родилась в течение дня. Ещё за пару дней мы её полностью записали.
Вам вот запомнилась «Принцесса и людоед», а кто-то, возможно, повёлся на песню рыбы-пилы из мульт-фильма «Голубой щенок»...
У меня было более десятка мультфильмов, в том числе получасовой «Перевал» по Киру Булычёву. Интересно, что за основу мультипликации в «Перевале» были взяты рисунки непрофессионального художника, и с автором этих рисунков я познакомился спустя много лет. Им оказался знаменитый математик, академик Анатолий Фоменко, который писал известные всем спорные тексты о происхождении мира. Он сам напомнил мне о том мультфильме, чему я был немало удивлён.
На языке оригинала
- Ваша подопечная из телепроекта «Голос» Дина Гарипова в мае представит Россию на Евровидении. Как вы считаете, англоязычный репертуар певца - это обязательное условие участия в таких международных конкурсах?
- У некоторых были даже замечания по проекту «Голос» - мол, многие участники проекта пели не по-русски. Тут я отвечу хитро. Когда идёт конкурс академических певцов, никто почему-то не спрашивает, почему Шуберта поют на немецком, а Гуно - на французском. Это классика жанра, которая исполняется на языке оригинала. Так вот, точно такие же законы работают и в эстрадной музыке, где тоже есть классика жанра. Если ты профессионал, совершенно естественно брать к исполнению великие образцы эстрадной музыки - написанные в оригинале, кстати, на английском.
В российской эстрадной музыке тоже есть своя классика, но она не совсем рассчитана на то, чтобы производить сильное впечатление именно в вокальном плане. Скорее тут имеет значение смысловое содержание, индивидуальное, актёрское даже прочтение…
А ещё я заметил тенденцию: если человек профессионально владеет голосом и умело подаёт песню, то для зрителя, сидящего в зале, репертуар отходит на вторую, третью, четвёртую позицию. То есть неважно, поёт вокалист песню Эдит Пиаф или свою собственную. Главное - чтобы он хорошо это делал.
Видимо, произошло то, чего все боялись или, наоборот, ожидали. Мир настолько сжался в смысле коммуникаций, что для человека из самого дальнего уголка планеты не проблема узнать, что вчера записала Селин Дион.
С одной стороны, глобализация затрудняет развитие национальной культуры. С другой - исполнитель вынужден соответствовать мировым стандартам, иначе его просто никто не будет слушать…
Смотрите также:
- Евгений Гришковец: «Актёрам не стоит давать диплом о высшем образовании» →
- Юрий Башмет: “Обойдёмся без “Грэмми” →
- Революционерка Пелагея →