Примерное время чтения: 6 минут
200

За «Курьера» получил три раза

Нет, актёрского образования у Фёдора Дунаевского, который сыграл Ивана Мирошникова в фильме «Курьер», не было, за исключением опыта в школьном театральном кружке. Парень попал в кино совершенно случайно.

Фото: www.russianlook.com
Удача Фёдора заключалась в том, что он учился в одном классе с дочерью известного советского оператора - Настей Немоляевой. Она и принесла фото своего одноклассника на «Мосфильм» и отдала ассистентам по актёрам. Потом вдруг Дунаевского пригласили на пробы. В то время шестнадцатилетний молодой человек учился в медицинском на фельдшера, а параллельно работал на «скорой помощи» санитаром - полсуток через полтора. Фёдор пришёл тогда к  режиссёру фильма Карену Шахназарову знакомиться после ночной смены. В халате, который был весь в пятнах. 
Как ни странно, молодой человек очень понравился Шахназарову и автору сценария Александру Бородянскому. Но, поскольку время было советское, кандидатуры должны были быть утверждены худсоветом.
И тут возникли препят­ствия: Фёдора считали профнепригодным и абсолютно флегматичным - а роль Ивана предполагала несколько иной характер.
Дунаевский и сам признавался, что очень отличался от поколения 80-х годов, к которому относился Иван. Он не любил массового скопления народа, не ездил гулять на Арбат, не пил, не писал фломастером надписи типа «Цой жив» и вообще редко выбирался за пределы метро «Университет». Ему просто всегда было интересно плыть против течения и быть не таким, как все. 
Поначалу все даже думали, что парень немного заторможенный, но оказалось, что это просто его стиль жизни.
В итоге Шахназарову удалось отстоять кандидатуру Дунаевского - сроки поджимали, нужно было срочно начинать съёмки.
Фёдор прочитал сценарий и, как он признавался позже, решил, что справится с ним без усилий. Ему казалось, что сыграть роль обычного мальчишки - раз плюнуть. Вот если бы ему пришлось играть Ромео из Шекспира - это другое дело. Так с лёгкостью он и приступил к работе.

Xарактер не тот

Вообще изначально картину хотел экранизировать режиссёр Андрей Эшпай. Для него Александр Бородянский и написал сценарий, взяв за основу повесть Шахназарова, которая была опубликована в 80-е годы в журнале «Юность». Карену Георгиевичу было тогда чуть больше 30 лет, так что своего героя он не придумывал - просто писал то, что чувствует. 
Однако на Киностудии имени Горького снимать такое кино не разрешили, а вот на «Мосфильме» поручили фильм самому Шахназарову. Правда, сценариста заставили три раза переделывать сюжет - им не нравился то характер главного героя, то развитие событий, то казалось, что в фильме порочат советскую идеологию. В результате Шахназаров настоял на своей версии.
Чиновники от кино и вовсе предрекали «Курьеру» провал. Однако после выхода фильм собрал более 50 миллионов зрителей. Он  участвовал в Москов­ском кинофестивале 1987 г. и получила Второй приз, соперничая с картинами таких знаменитых режиссёров, как Федерико Феллини и Френсис Коппола.
Дунаевскому пришлось работать с маститыми артистами. Со всеми, особенно со Светланой Крючковой, у него сложились отношения сразу, с Басилашвили подружились уже после фильма, а вот киношная мама Инна Чурикова показалась Феде слишком чопорной. Дунаевский жаловался, что, когда она задавала ему вопрос и он, по своему обыкновению, начинал обстоятельно и медленно отвечать, Чурикова могла его недослушать и убежать по своим делам, что очень обескураживало молодого артиста. Однажды она имела неосторожность спросить мнение Фёдора о том, хорошо ли сыграла сцену, на что Дунаевский выдал: «Нет, это всё неправда. Играть нужно по-другому. Так в жизни не бывает, я не верю».
Удалось начинающему актёру внести свою лепту и в сценарий. Например, это он придумал уморительную фразу, адресованную отцу Кати: «Можно, я вас буду папой называть?» - и предложил спеть на кровати песню «И снится нам не рокот космодрома...» вместе с Инной Чуриковой. 

Вот она, слава

За съёмочный день Фёдору платили мизерные деньги - 7 руб. 50 коп., в то время как Басилашвили и Крючкова получали раз в 7-8 больше. Зато Дунаев­ский получил «постановочные» за фильм три раза. Первое вознаграждение - 400 руб. Вторые постановочные выдавали, когда фильм выходил в прокат. А прокат был такой удачный, что Фёдору выдали ещё два раза по 400 руб.
После артисты должны были поехать представлять фильм в разные страны. Распределяли выезды согласно рангу: Шахназарову досталось дальнее зарубежье, сценаристу Бородянскому - Западная Европа, Немоляевой - Вьетнам, Дунаевскому - родная страна: Владивосток, Комсомольск-на-Амуре и прочие города СССР.
На Анастасию Немоляеву и Фёдора Дунаевского обрушилась невероятная слава. Сотни поклонниц и поклонников преследовали их, дежурили возле дома и заваливали письмами. После этого Дунаевский поступил во ВГИК на курс Сергея Соловьёва, но проучился там всего два года, так и не получив диплом. Потом Фёдору пришлось работать барменом, быть одним из первых в Союзе челноков и даже отвечать в аэропорту за грузоперевозки. 

факты

Фильм снят по одноимённой повести Карена Шахназарова, но в картину было добавлено несколько эпизодов, которых нет в книге. На Московском кинофестивале c номинацией фильма «Курьер» произошла скандальная история. Председателем жюри был Роберт Де Ниро, который настаивал, чтобы Дунаевскому дали приз за лучшую мужскую роль. Против выступил режиссёр Георгий Данелия. В результате приз за лучшую мужскую роль получил вьетнамский артист. «Курьер» был признан лучшим фильмом 1987 г. по опросу журнала «Советский экран».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно