В последние годы экономика страны претерпела мощные изменения — представителям бизнеса, в том числе банковского, пришлось искать новые пути и форматы работы.
Как изменилась ситуация на рынке, что позволяет бизнесу работать даже в условиях переориентации рынка и как в этом помогает цифровизация, nn.aif.ru рассказала директор по работе с корпоративными клиентами Росбанка в Нижегородской области Кристина Микушина.
По пути преодоления
«Экономику страны последние полтора года нешуточно штормит, выживать среднему и крупному бизнесу непросто. Поддержка финансового партнёра в таких условиях неоценима: банк, прежде всего, — помощник в решении различных актуальных задач, — уверена Кристина Микушина. — Росбанк входит в 13 системно значимых банков России, у нас большой пул клиентов из среднего и крупного бизнеса. Вместе с ними мы развиваемся и адаптируемся к текущей повестке».
Из-за геополитической обстановки изменились логистические цепочки: компаниям, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), импортом, экспортом, пришлось их перестраивать. Кроме того, из-за действующих ограничений банкам приходится искать новые возможности для проведения трансграничных платежей. В таких условиях бизнес клиентов во многом зависит от скорости реакции и профессионализма банка, с которым они работают.
«В условиях нестабильности банк часто выступает в роли эксперта: подсказывает, что делать, на какие рынки уходить, с какой валютой работать, — говорит эксперт. — Росбанк умеет работать с зарубежными банками, он получил хороший опыт, будучи частью международной финансовой группы. Мы, в первую очередь, рекомендовали клиентам уходить от доллара и евро и переходить на „мягкие“ валюты. Кроме того, мы одними из первых начали помогать клиентам переориентировать бизнес на азиатский рынок, в большей степени на Китай».
Риски в экономике выросли, спрос на многие товары и услуги увеличился, увеличились и кассовые разрывы. Контрагенты уже не предоставляли отсрочки, и у компаний — представителей среднего и крупного бизнеса — стала выше потребность в финансировании. В таких условиях банк решал важную задачу — давал возможность быстро получить финансирование и закрыть кассовые разрывы.
«Большую роль в таких ситуациях играют банки, которые могут быстро принимать решения. Росбанк шёл впереди, предопределяя такую потребность клиентов. Мы разработали скоринговый продукт, когда клиент в короткий срок может получить решение банка по кредиту и непосредственно денежные средства, — поясняет Кристина Микушина. — Здесь есть ограничение по отраслям, суммам, но, тем не менее, во многом такой продукт спасал бизнес».
В некоторых российских регионах во время экономического «шторма» сильно пострадала отрасль по продажам автомобилей. Однако в Нижегородской области игроки этого рынка оказались сильными.
«Наш банк работает с автодилерами по лимитам кредитного риска, поэтому Нижегородская область и другие регионы, где мы представлены, получили финансирование и смогли вовремя переориентироваться на азиатский рынок, — добавляет эксперт. — Эта отрасль в нашем регионе сейчас достаточно неплохо себя чувствует, и мы ей помогаем, поддерживаем, в том числе кредитами, обслуживанием внешне-экономической деятельности при работе с китайскими контрактами».
Индивидуальные решения от надёжного банка
Одно из важнейших и востребованных направлений работы банка — кредитование бизнеса. ЦБ повысил ключевую ставку, и это повлияло на стоимость кредитных продуктов. Сейчас наблюдается некоторое замедление активности клиентов, но, как правило, это касается проектов инвестиционного характера. При этом стоит отметить, что, формируя свои предложения, банки придерживаются клиентоориентированного подхода, индивидуально подбирают условия кредитования, учитывают особенности бизнеса, чтобы сотрудничество было комфортным для клиента.
В России много предложений по субсидированию кредитов, они пользуются большим спросом, и Росбанк активно участвует в таких программах. Не сбавляет темп и финансирование компаний с высокой маржинальностью — например, работающих в сфере торговли продуктами питания. Росбанк предлагает клиентам интересные ставки по кредитам, депозитам, а также другие услуги.
«Мы всегда стараемся подобрать индивидуальные решения компаниям. Поддерживаем связь с клиентами, обсуждаем насущные вопросы, касающиеся помощи бизнесу, — добавляет Кристина Микушина. — Например, можем подсказать, как структурировать кредитные продукты, как выстроить отношения с другими контрагентами, как работать по контрактам, в том числе, как максимально себя обезопасить при подписании крупных соглашений... Мы рады помогать клиентам в решении различных вопросов».
С «цифрой» по жизни
Решать ключевые задачи в быстро меняющемся мире очень помогает цифровизация. Сейчас большинство рутинных операций доступны онлайн. Банки создают удобные приложения для юридических лиц. Активно развивают как продуктовые инновации, так и процессные. Опираясь на предиктивную аналитику, строят модели принятия решений по быстрым скоринговым кредитным продуктам. Различные комплаенс-модели помогают работать над безопасностью и чистотой клиентской базы. Аналитические CRM-системы позволяют предугадывать потребности клиентов.
Современные технологии делают процесс проведения платежей гораздо проще. Так, клиентам, работающим в сегменте B2C, Росбанк может предложить как традиционную оплату через POS-терминал, используя карту, выпущенную банком, так и оплату смартфоном — через СБП. Оплата возможна как при помощи камеры смартфона, так и через NFC-стикер.
Банк предоставляет решения по оплате через QR-коды в самом полном объёме. Для клиентов в сегменте среднего бизнеса, как правило, актуальны динамические QR-коды.
Опираясь на предиктивную аналитику, банки строят модели принятия решений по быстрым скоринговым кредитным продуктам.
В настоящее время активно развиваются новые технологии, такие как блокчейн и основанные на них финансовые инструменты. Это цифровые финансовые активы (ЦФА) и цифровые валюты. Так, цифровые рубли, предложенные Центробанком, открывают целый ряд возможностей. Росбанк участвует в пилотном проекте по тестированию цифрового рубля.
Клиенты, принимающие участие в пилоте, высоко оценивают удобство доступа к платформе цифрового рубля через дистанционное банковское обслуживание Росбанка, а также высокую скорость выполнения операций и понятный интерфейс. Этот опыт положительно влияет на восприятие возможностей цифрового рубля и открывает новые горизонты для расчётов и переводов.
«Это удобно и современно, — уверена эксперт. — Благодаря цифровой природе валюты становится возможным использование смарт-контрактов в сделках с клиентами и партнёрами. Они позволят автоматизировать и обезопасить исполнение сделок, оптимизировать процессы и снизить потребность в посредниках. Введение цифровых рублей также откроет возможности для целевого и субсидированного кредитования в рамках государственных программ, можно будет анализировать движение денежных средств от начала до конца. Для государства, банков, участников рынка цифровой рубль будет обеспечивать максимальную прозрачность».
Сейчас все новейшие цифровые технологии апробируются внутри страны. Росбанк также уделяет большое внимание развитию инновационных подходов. Разрабатывает, тестирует и внедряет новые цифровые решения. В результате у клиентов появляется широкий набор финансовых инструментов для развития бизнеса.
Активная цифровизация процессов помогает предугадывать потребности клиентов. Но, несмотря на это, сотрудники банка выступают за живое общение с представителями бизнеса. Взаимовыгодное сотрудничество помогает создавать новые продукты, разрабатывать инновационные идеи развития бизнеса в стране.
ПАО РОСБАНК
Реклама