aif.ru counter
128

Больше знаешь — ближе чудо. Священник о вере и техническом прогрессе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 29/08/2018
Научные открытия невозможны без духовных ценностей и любви к ближнему.
Научные открытия невозможны без духовных ценностей и любви к ближнему. © / pixabay.com

Почему для верующего в наши дни бог — давно не дедушка на облаке? Может ли быть общая цель у науки и религии? Эти сложные вопросы «АиФ-НН» обсуждает с преподавателем Нижегородской духовной семинарии протоиереем Василием Спириным.

Противостоянию — нет

Злата Медушевская, «Аиф-НН»: Отец Василий, конфликт научных и религиозных воззрений - это явление последних двух веков, когда произошёл научно-технический прогресс? Или это противостояние длится уже давно?

Василий Спирин: На самом деле, я считаю, что никакого явного конфликта нет. Миф о противостоянии науки и религии был создан в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Тогда в Европе возникло движение, выступающее за ограничение церкви в общественном пространстве. Его идеи особенно чётко были сформулированы в лозунгах Великой французской революции.

Суть противостояния якобы была в том, что церковь намеренно препятствовала распространению знаний, тормозила общественный прогресс. Значит, она во многом виновата в том, что есть социальные беды, которые этот прогресс, по мнению мифотворцев, как раз бы и разрешил.

В России этот миф активно подогревали в советские годы. В СССР любили философов-просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро. Французских материалистов коммунисты считали предвестниками марксизма, поэтому их резко отрицательная позиция по поводу религии была таким общественным достоянием. Карл Маркс вообще считал борьбу с религией бессмысленной, так как с преобразованием общества на принципах науки религия отомрёт сама собой. Но этого не происходит.

Если говорить о христианстве, в нашей стране и в Европе именно эта религия стала такой «закваской» для развития научного мировоззрения. В эпоху Средневековья, Возрождения экспериментальным естествознанием часто занимались монахи. Та же католическая церковь много учёных дала Европе. Достаточно вспомнить, что Николай Коперник, который совершил научно-техническую революцию в XVI веке, был канонником - церковным епархиальным чиновником на службе епископа.

- А как же бесчинства католической инквизиции по отношению к учёным?

- Да, было несколько инцидентов, которые обычно приводят в качестве конфликтных ситуаций. Первый - история Джордано Бруно. Этого мыслителя эпохи Возрождения сожгли в 1600 году. Но если мы обратимся к фактологии, то увидим, что просто учёным человеком Джордано Бруно не был. Он открыто проповедовал некую новую религию, больше похожую на оккультизм. Католическая церковь судила и казнила его как еретика, хотя я, конечно, таких методов борьбы даже с еретиками не оправдываю.

Второй пример более сложный - это Галилео Галилей. Против него было инквизиционное разбирательство, его заставили отречься от своих научных идей. Но опять-таки здесь речь шла скорее о личном конфликте Галилея с Папой Римским Урбаном VIII. В знаменитой книге учёного «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» Папа узрел пасквиль на самого себя и отомстил.

Учёный святитель

- Возможно, учёные недовольны, что священнослужители часто указывают им на этическую сторону некоторых научных исследований?

- Любая религия в принципе должна задавать обществу морально-этические ценности. Она играет огромную роль в воспитании мировоззренческой позиции, где главное - любовь к ближнему. Церковь как общественный институт на протяжении тысячелетий сохраняет традиционные ценности, которыми мы должны руководствоваться в жизни.

Не секрет, что сегодня ряд научных исследований - предмет обогащения. Новые технологии тесно связаны со сферой вооружения, биологическими опытами. Религия призвана напоминать, что мы не должны использовать себе подобных как поле для экспериментов, а опыты в области репродуктологии со стволовыми клетками могут иметь опасные последствия. Любая религия говорит: человек никогда не должен быть средством, но всегда - целью.

- То есть не должно быть тщеславия ума?

- Попытки властвовать над природой у человека были всегда. Вспомните знаменитый лозунг английского философа Фрэнсиса Бэкона: «Знание - сила». Можно в таком подходе увидеть желание построить Вавилонскую башню, чтобы дотянуться до Бога. С другой стороны, Бог дал нам разум, познавательные способности. В этом смысле развивать их на пользу людям - это раскрытие божьего дара.

Мы видим много примеров, когда великие учёные умы были верующими людьми и никакого внутреннего конфликта не испытывали: врач и создатель целого направления гнойной хирургии, святитель, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), один из основоположников советской космонавтики академик Борис Раушенбах, философ и культуролог Дмитрий Лихачёв и многие другие.

Богословы давно пользуются научными методами работы. Просто для учёных всему найдётся материальное объяснение, а верующий человек во многом увидит промысел божий.

Религия надежды

- Отец Василий, вам не кажется, что люди до сих пор не отказались от религии и потому, что научно-технический прогресс так и не дал однозначного ответа: есть ли жизнь после смерти?

- Религия всегда даёт человеку надежду. Наука - нет, причём не скрывает этого факта. Она говорит, что да, надо признать печальный факт: с прекращением существования биологического тела заканчивается и существование личности. Не каждый для себя может принять этот тяжёлый сценарий.

При этом религия не даёт никаких доказательств посмертного существования души. Это вопрос личной веры каждого, и мы вправе выбирать.

Но здесь как раз возможен диалог науки и религии. Одно улучшает жизнь человека в плане существования, другое - дарует людям некий психологический комфорт.

- И веру в чудо?

- Наши знания и возможности можно графически изобразить в виде окружности. В её пределах мы всё понимаем. Окружность эта постоянно расширяется, но тем больше она соприкасается с непознаваемым. Процесс этот бесконечен. Сколько бы человек ни возлагал на себя, всё равно остаётся пространство для непознанного, которое можно заполнить верой. Мы верим, что, даже несмотря на естественный ход всех процессов, что-то пойдёт не так и случится чудо. Например, выздоровеет смертельно больной с точки зрения медицины человек.

Для истинно верующего Бог - это не дедушка на облаке. Это некая всемогущая сила, которая выходит за границы человеческих возможностей и пониманий устройства мира.

- Наука и религия должны объединиться в борьбе со столь популярными сегодня в обществе верованиями людей в магию?

- К сожалению, при повсеместном торжестве научно-технических знаний у нас процветают астрология, оккультизм. Народ погружён в какие-то суеверия, древние магические представления о мире. Человек может пользоваться продвинутыми гаджетами, при этом читать в них гороскопы и соизмерять жизнь со звёздами.

Конечно, можно задаться вопросом: в чём разница между верой в Бога и некие потусторонние силы? Но религия ведёт человека к Богу, к высшему смыслу жизни. Магия паразитирует на сиюминутном получении неких благ: что-то обрести, от чего-то избавиться.

И вот здесь наука и религия могут выступить единым фронтом. Постижение истины, обретение знаний тоже требует усилий, личностного развития. Цель в итоге одна, просто способы её достижения разные.

Протоиерей Василий Спирин
Секретарь учёного совета и преподаватель Нижегородской духовной семинарии (преподаёт историю западного богословия, логику, философию). Преподаватель курса «Библия как памятник культуры» в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Н. А. Добролюбова (кафедра истории, регионоведения и журналистики). Настоятель собора Архангела Михаила в Нижегородском кремле.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество