Примерное время чтения: 3 минуты
265

Железными дорогами Победы. Нижний встретил мемориальный поезд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 11/05/2022
«Поезд Победы» вновь пришёл в Нижний Новгород.
«Поезд Победы» вновь пришёл в Нижний Новгород. Пресс-служба ГЖД - филиал ОАО «РЖД»

Великая Отечественная война стала для горьковских железнодорожников временем испытаний, мужества и силы духа. В память о боевых и трудовых подвигах в Нижний Новгород прибыл «Поезд Победы».

Пути героев

С первых дней Великой Отечественной войны Горький был важнейшим железнодорожным узлом страны. На фронт по Горьковской магистрали шли эшелоны с вооружением, техникой, добровольцами, обратно в тыл – санитарные поезда с ранеными, эвакуированным гражданским населением, в том числе детьми из блокадного Ленинграда. По рельсам в город и область эвакуировали сотни стратегически важных предприятий и тысячи их сотрудников.

Железнодорожники совершали настоящие подвиги. Мужчины уходили на фронт, а машинистами, кочегарами, вагонными слесарями, путевыми обходчиками становились женщины.

Даже Канавинский мост в Горьком во время войны стал железнодорожным. По путям городского трамвая шли составы с тяжёлой боевой техникой, чтобы сократить доставку грузов на восток и юг страны.

В разгар войны всего за полгода была построена Волжская рокада – 978 километров путей. Они обеспечили эвакуацию населения и промышленного оборудования из Сталинграда, а затем и сам успех Сталинградской битвы.

Один из самых известных бронепоездов Великой Отечественной войны «Козьма Минин» был построен зимой 1941-1942 годов в вагонном депо города Горький. Впервые в мире состав был оборудован реактивной артиллерией. Бронепоезд участвовал в боях под Москвой, Брянском, Орлом, Варшавой, дошёл до Франкфурта-на-Одере.

Символично, что 6 мая именно на железнодорожные пути возле памятника «Бронепоезд Козьма Минин» в Нижний Новгород в очередной раз прибыл «Поезд Победы». Огромный чёрный паровоз с красной звездой, выпуская клубы белого пара, легко тянул за собой платформу с военной техникой: танками, пушками, автомобилями, а также вагон с полевой кухней, санитарный вагон, вагон-музей.

Говорят: кто чтит историю, у того есть будущее. У России оно точно есть. Для нашей Родины День Победы из года в год – великий праздник.

Ожившая история

Пассажирами мемориального состава стала молодёжь и творческие коллективы Горьковской магистрали. Встречать поезд пришли ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, бывшие узники концлагерей и блокадники, дети войны – бывшие работники ГЖД, воспитанники детской железной дороги, а также работники предприятий ГЖД.

«Говорят: кто чтит историю, у того есть будущее. У России оно точно есть. Для нашей Родины День Победы из года в год – великий праздник, – уверен начальник Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Сергей Дорофеевский. – «Поезд Победы» – возможность показать, как воевали наши славные предки. Мы вспоминаем тех железнодорожников, кто не вернулся с фронта, говорим слова благодарности нашим ветеранам и труженикам тыла».

В Нижний Новгород «Поезд Победы» прибывает не в первый раз, но всегда вызывает огромный интерес у жителей города – и детей, и взрослых.

«Для людей это не просто красивый железнодорожный состав – это ожившая история. Ты идёшь от вагона к вагону и видишь, какими технологиями достигались победы. Какие задачи ставились перед людьми, делавшими всё для фронта в тылу, – рассуждает заместитель губернатора Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов. – События военных лет всё дальше от нас, но генетическая память жива в людях. Такие мероприятия способствуют тому, чтобы связь наша с великим прошлым не прерывалась никогда».

Языком цифр

  • 226 предприятий вывезено через Горьковский железнодорожный узел вглубь страны к осени 1941 года.
  •  С 1941 по 1945 годы Горьковская магистраль перевезла более 38 тыс. боевых машин, 100 тыс. пушек, 110 тыс. автомашин всех типов.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых