Наши дороги год от года становятся лучше – нацпроект работает. Но русские люди, особенно в глубинке, по-прежнему любят быструю езду на машинах, скутерах и мопедах. Как привить молодым людям культуру вождения, чтобы аварий становилось меньше, nn.aif.ru узнал у директора автономной некоммерческой организации «Престиж-НН» Натальи КАРАСЁВОЙ.
Гонки по лесам
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Наталья, как я понимаю, машина в сельской местности уже давно не роскошь, а крайняя необходимость?
Наталья Карасёва: – На севере Нижегородской области, например, расстояния между населёнными пунктами порой огромные. Без машины, мотоцикла, мопеда, скутера просто не обойтись. На велосипеде, особенно в холодное время года, не наездишься.
Сейчас в автошколе учатся в основном женщины. Им детей надо возить в школы, на занятия в ФОКи, в поликлиники, а автобус ходит раз в час…
Кстати, кто бы что ни говорил, женщины водят осторожнее, особенно если они везут детей. Мать – и на дороге мать. Да, по данным статистики, женщины чаще мужчин попадают в ДТП. Но что это за ДТП? Поцарапала бампер, оторвало зеркало и так далее.
В нашу автошколу часто звонят родители из Краснобаковского и Семёновского округов, из Варнавинского района с просьбами помочь их детям 16 лет и старше обучиться, чтобы получить водительское удостоверение категории А, А1 и М (на мототранспорт). Но в трёх этих районах площадок и технической возможности для такого обучения фактически нет. Хочешь права таких категорий – езжай учиться в Нижний Новгород, по несколько раз в неделю за 157 км.
Порой катание подростков на мототранспорте заканчивается плачевно. За восемь месяцев 2022 года в Нижегородской области 37 несовершеннолетних пострадали в таких авариях.
В результате многим подросткам права эти легче не получать вовсе. Вот и гоняют они на мотоциклах по полям-лесам от инспекторов ГИБДД, прячут мопеды и скутеры по сараям. Потом встают на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних. Порой катание подростков на мототранспорте заканчивается плачевно. За восемь месяцев 2022 года в Нижегородской области 37 несовершеннолетних пострадали в таких авариях.
Кроме того, утрачена культура обращения с техникой. Помню, на школьных уроках труда когда-то рассказывали, как устроен мотор того же мотоцикла. Сейчас этого нет. И вот приходит 18-летний парень получать права категории В, чтобы ездить на легковой машине, а про технику он в принципе ничего не знает. Права для него – тоже просто бумажка. Он не чувствует их ценности и своей ответственности – он использует автомобиль как способ выделиться в окружении, показать свою удаль, бросить вызов обществу.
– Как же изменить эту ситуацию?
– Мы придумали проект «Культура вождения подрастающего поколения», он получил поддержку первого конкурса Фонда президентских грантов в 2023 году. Проект направлен на подростков 15-17 лет, живущих в Краснобаковском, Варнавинском и Семёновском районах.
У нашей автошколы есть первичная материальная база, команда и понимание проблемы. Грантовые средства позволят закупить технику и оборудовать площадку для обучения подростков категории А, А1, М. Мы берёмся бесплатно обучить 25 подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных семей.
Права – билет в новую жизнь
– Откуда у подростков из неблагополучных семей возможность купить скутер или мотоцикл?
– Это тоже особенность сельской местности. У нас неисправную мототехнику можно приобрести за 5000-7000 руб. и потом самому довести её до ума. Ребята есть с руками, а вот возможности заплатить 15 тысяч руб. за обучение на права у них нет.
Кроме того, для таких подростков сам факт, что они выучились, сдали экзамены, получили права – большое достижение. Порой они слышат от окружающих, что ни на что не способны и что по ним тюрьма плачет.
Водительские права для ребят из неблагополучных семей – ещё и социальный лифт. Смог выучиться на одну категорию – учись на следующую и работай. Хорошие водители нужны всегда и везде.
– Вы будете объяснять ребятам, что хороший водитель никогда не сядет за руль выпивши? Это бич сельских и городских дорог в наши дни…
– По статистике, за рулём в пьяном виде попадаются либо люди без прав или уже лишённые их, или те, кто учился на права много лет назад. На мой взгляд, ситуацию изменило введение в учебный план автошкол предмета «Психология». На этих уроках мы с курсантами обсуждаем, почему пить за рулём нельзя, каковы последствия таких действий с наглядными примерами.
Конечно, у сельских жителей есть соблазн добраться из одной деревни в другую за рулём в подпитии. Уровень контроля дорожной обстановки не как в большом мегаполисе, поэтому разговоры о недопустимости таких действий вести надо даже не с подростками, а с детьми в начальной школе.
В 2022 году в Краснобаковском районе, в посёлке Ветлужский, по национальному проекту «Образование» построили общеобразовательную школу на 600 мест. Там есть современное пространство, где можно учить детей правилам дорожного движения. Наш проект предусматривает беседы с учениками младших и старших классов, олимпиады по правилам дорожного движения. Это долгий процесс, но воспитывать водителя надо с детства.
Идеальная трасса
– Есть мнение, что в сельской местности часто нет развитой дорожной сети: тротуаров, переходов, освещения, оттого и аварий больше. Вы согласны?
– Проблема такая есть, особенно летом, когда приезжают дачники. Они не понимают: проезжая часть в глубинке отличается от проезжей части в Нижнем Новгороде. Люди считают, что можно идти прямо по дороге: деревня есть деревня.
Местные ребята порой играют около дома на территории, которая примыкает к пусть и внутрипоселковой, но дороге. Бабушки и мамы наши так жили, сейчас мы детям не запрещаем. Здесь опять же надо вести разъяснительную работу.
– Сельские дороги в последние годы стали лучше?
– Однозначно да. Посёлок Ветлужский с Красными Баками связывает 12 км идеальной ровной трассы, которую сделали по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги». Восемь лет назад я по этой трассе на машине с низкой подвеской проехать не могла – сплошь колеи да ямы.
Понятно, что на ремонт муниципальных дорог бюджеты выделяют поменьше, чем федеральных трасс, а используют местные дороги по максимуму. Но они всё равно становятся заметно лучше, надо лишь прививать людям культуру вождения.
По роду деятельности мне приходилось достаточно часто сталкиваться с людьми, чьи родные погибли в ДТП. Надо сделать максимум, чтобы таких случаев становилось меньше. Этим и займёмся.