Примерное время чтения: 7 минут
636

Учителя против детей? Почему скандалы в школах происходят всё чаще

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 17/11/2021

Очередная школьная новость взорвала соцсети: педагог престижного лицея в Нижнем Новгороде пугала учеников… расстрелом за несделанное домашнее задание.

«Как будто нас тридцать лет назад учителя не ругали!» – могли бы отмахнуться мамы и папы лицеистов. Но в их время ученики не записывали речь педагога на мобильный. А ещё не было вооружённых нападений на учебные заведения. Словом, скандал был неизбежен…

Что же происходит в современной школе? Педагоги устали и «выгорают», а дети слишком тщательно изучили свои права, забыв об обязанностях?

Презумпция виновности

Физико-математический лицей не одно десятилетие считается одним из лучших в Нижнем Новгороде. Попасть туда сложно даже способным детям. Учиться – тем более.

Недавно в Сеть попала запись разговора педагога с лицеистами. Суть конфликта: школьники не сделали домашнее задание, получили плохие оценки и просили о пересдаче. Но от педагога услышали: «Вот все нервы истрепали... А потом начинают спрашивать, почему такие учителя. Вас осталось только к стенке поставить и расстрелять, тогда будет домашнее задание...»

Инцидент при помощи СМИ вышел за стены класса, в соцсетях писали, что учитель якобы и прежде позволяла себе чересчур эмоциональные высказывания. Так ли это, сейчас выясняют различные проверки...

Департамент образования администрации Нижнего Новгорода взял ситуацию на конт-роль, свою проверку организовала и прокуратура области.

Единичный ли это случай? Или это всё больше похоже на тренд?

Так вышло, что Ольга Николаевна И., педагог одной из рязанских школ, приходила работать в школу дважды: сразу после диплома и спустя восемь лет «на гражданке» – снова. «У меня был достаточно большой перерыв в педагогической работе, мне легко было увидеть перемены в учениках, а главное – в их родителях, – считает педагог. – Кардинально изменилось отношение к учителям».

Переступив порог школы спустя восемь лет, она была поражена поведением одной мамы. Та пришла выяснять, почему у её пятиклашки «тройка». Начала с нападок на учителя, говорила на повышенных тонах. А претензии аргументировала так: раз сама мама училась хорошо, откуда у дочки невысокие оценки?

Три года назад из этой школы в Рязани ушёл хороший учитель математики, потому что аноним пожаловался в областное министерство на якобы недостаточную готовность педагога к уроку. Пришли с проверками.

«У учителя получается своего рода презумпция виновности, – рассуждает Ольга Николаевна. – Если раньше в большинстве проблем искали причину в ученике, сейчас во всём заведомо обвиняют учителя, заставляя оправдываться. Может быть, причина в том, что основная масса родителей – это поколение девяностых, им не прививали уважения к старшим? Стало нормой обсуждать учителей в присутствии детей…»

Не доросла до ответственности

Детей же общество «под микроскопом» не рассматривает. Недавно в одной из школ Рыбинска Ярославской области вышла дикая история – 14-летняя ученица при всём классе ударила пожилую учительницу. Перед этим педагог сделала ей замечание из-за нарушения дисциплины.

Учитель обратилась в травмпункт и полицию. Когда стали разбираться, выяснилось, что девочка конфликтная… Однажды даже избила мальчика, выложила видео в Сеть, и последствий не было.

Сейчас школьница по-прежнему ходит на уроки, а педагог преподаёт в той же школе, только в другом классе. Руководство школы отчиталось: меры приняты.

«Действия девочки признаны недопустимыми, – сообщили в школе. – По уставу образовательного учреждения к школьнице применено дисциплинарное взыскание – выговор. Родителям указано на необходимость большего внимания к воспитанию дочери. Кроме того, в классе проведён урок на тему «Свобода и ответственность в жизни человека», педагогам даны рекомендации в части выстраивания работы с учащимися».

Девочку поставили на учёт в структуру по делам несовершеннолетних, но наказывать не стали –  не доросла ещё до возраста, с которого наступает административная ответственность, объяснили в полиции.

 

Нужны стальные нервы

На уроках физкультуры дойти до конфликта особенно легко. Когда подростки попадают в спортзал, проблемы с дисциплиной тут как тут. Некоторые переходят границы допустимого, подчёркнуто игнорируя замечания педагога. «Привести в чувства» смутьянов бывает очень сложно даже опытным учителям. Самое главное в подобной ситуации – держать себя в руках.

Иначе можно дойти даже до уголовного дела. Например, в одной из школ Петушинского района Владимирской области физрук, у которого не получалось призвать одиннадцатиклассников к дисциплине словом, решил навести порядок силой и ударил ученика. И здесь последствия не заставили себя ждать – возбудили уголовное дело по статье УК РФ «Побои». Если вину по этой статье докажут, педагогу грозит серьёзный штраф, а то и арест.

Всё-таки учителю нужны стальные нервы...

Не вина, а беда

Психолог, гештальт-терапевт Катерина Михайлова:

«Думаю, большинство педагогов понимают, что нужно в любой ситуации быть корректными и вежливыми по отношению к ученикам. Но в стрессе, как говорится, аффект тормозит интеллект».

Выплеску агрессии может предшествовать хроническая усталость от того, что человек долго во что-то эмоционально вовлечён. Вслед за взрывом эмоций, как правило, приходит выгорание, характеризующееся апатией, осознанием бессмысленности усилий, наступает безразличие к чувствам учеников.

Это не вина учителя – это его беда, в которой необходимо помогать. Человек явно переживает стресс, притом что профессия учителя в принципе стрессовая. Кроме того, во время пандемии требования к учителям в связи с тем же дистанционным образованием возрастают в разы.

Где выход? Напряжение надо уметь сбрасывать. Поможет физическая активность, творчество. Не надо бояться поплакать, если вам тяжело. Но часто именно педагоги напряжённо «держат лицо» даже в кругу близких.

Надо уметь отклоняться от траектории «дом – работа». Специалисты доказали: если у человека менее 42% времени выделено на отдых и личные дела, качество его жизни ухудшается в разы.

Педагогам не надо игнорировать помощь профессионалов – психологов, коучей. Взгляд со стороны может помочь найти решение в самых сложных ситуациях.

Где личное пространство?

Найдите в современной школе место для учителя!

«Мы сейчас строим настоящие школы будущего и очень гордимся, что там созданы все условия для детей, - говорит Галина Клочкова, директор школы имени М.В. Ломоносова (Нижний Новгород). - Но не задумываемся: есть ли там своё комфортное рабочее и личное пространство для учителей?

Педагог – очень публичная профессия. На протяжении всего дня человек на виду, в общении. Он должен иметь право потом сесть в удобное кресло, выпить чашку кофе в учительской. Извините, и в туалет сходить не вместе с учениками, и вернуться в класс, где его рабочее место оборудовано согласно требованиям времени.

Когда таких условий нет, накапливается огромное количество мелочей, которые заставляют учителя находиться в напряжении. Это мешает педагогу входить в свою профессиональную роль и адекватно реагировать на потребности детей.

Я считаю, что с педагогами в школах обязательно должны работать психологи.

Для учителя важна возможность высказать накопившиеся проблемы, порой и личные, другому взрослому профессиональному человеку. Не детям!

Если мы найдём в наших школах личное место для учителя, создадим ему адекватную нагрузкам рабочую среду, то и молодёжь в эту профессию вновь придёт. Более того, такая атмосфера позволяет педагогам быть внутренне состоятельными и не обращать внимание на разговоры некоторых родителей о том, что школа «всего лишь» оказывает детям образовательные услуги.

А дети, кто бы что ни говорил, во все времена одинаковые. Они в эмоциональном плане своим педагогам всегда отдают очень много. И ученики порой тоже понимают, что до грубого слова в их адрес было много чего сделано и сказано, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно