Аргументы и Факты
nn.aif.ru
Нижний Новгород
Аргументы и Факты
nn.aif.ru
Нижний Новгород
Примерное время чтения: 9 минут
643

Сто способов испортить отпуск. Какие проблемы подстерегают нас на отдыхе

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 26. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 25/06/2025
Деньги за некачественные услуги рано или поздно вернутся, а вот испорченный отпуск - никогда.
Деньги за некачественные услуги рано или поздно вернутся, а вот испорченный отпуск - никогда. freepik.com

Нескольких недель заслуженного отдыха мы ждём без преувеличения весь год, и так хочется получить от них максимум! Но часто получается иначе: жильё не то, что обещали при бронировании, багаж пропал, да просто пожалели о сделанном выборе... Разные истории и советы экспертов собрал nn.aif.ru.

Безвозвратные потери

Нижегородка Алина Сафарова с сестрой собирались на прошлое Рождество побывать в Санкт-Петербурге. Забронировали двухместный номер в небольшом отеле с хорошими отзывами почти в центре и с нетерпением ждали поездки. Бронировали по двум паспортам.

За неделю до отъезда Алина заболела гриппом, вызвала врача, и стало ясно: сказочный рождественский Питер ей точно не светит. Деньги за железнодорожные билеты вернули в стандартные сроки, а вот с отелем начались проблемы.

«Сестре, которая общалась на эту тему с администрацией, сразу сказали, что никаких денег мне не вернут. А это около 11 тыс. руб. за три дня проживания! — вздыхает Алина. — Даже за завтраки не вернут, которые я не съем. Мол, ищите, кто будет жить с вашей сестрой в Петербурге вместо вас, или полностью оплачивайте номер».

Электронный сервис поиска отелей, через который делали бронь, вопроса тоже не решил. Там сообщили, что отель имеет право так поступить с заболевшим туристом, даже если у того есть справка от врача.

Теперь Алина клянётся зимой вообще никуда не ездить. Хотя и летом всё может случиться, а возврата денег от таких «приятных» мини-отельчиков не добьёшься.

Багаж-путешественник

Потерять чемодан в аэропорту — звучит как типичный анекдот про путешествие. Но для Анастасии Васильевой из Ярославля это стало началом испорченного отпуска. Вместе с мужем они решили отдохнуть в Турции: забронировали отель, билеты и, конечно, прикупили новые вещи для комфортного морского отдыха. Но дотошные сборы закончились крахом: когда самолёт приземлился в солнечной Турции, чемодана Анастасии на багажной ленте аэропорта не оказалось. Багаж мужа прилетел благополучно.

«Ждали мой красный чемодан, а по ленте ехали только чужие.... — рассказывает женщина. — Я ещё отшучивалась: мол, мои вещи, наверно, другим рейсом в Африку или ещё куда улетели. А потом стало несмешно — чемодан действительно потерялся. И все мои новые вещи вместе с ним! У меня началась паника».

В Турцию не прилетело всё, что так долго собирала на отдых ярославна: любимые платья, косметика, новый купальник и даже серёжки, которые женщине в честь отпуска подарил любимый муж. Начинать отдых пришлось в зоне выдачи багажа. Заполнили заявление об утере. Установленный срок, чтобы всё найти, — три недели! В это время Анастасия поселилась в отель без вещей. Пришлось тратить лишние деньги — на нижнее бельё, на кремы... Настроение, конечно, испортилось«.

Правда, конец у истории был хорошим: багаж привезли спустя несколько дней. Но послевкусие от такого «удачного» начала осталось на весь отпуск.

Толстовское «гостеприимство»

Анна и Дмитрий из Владимира давно мечтали побывать в Ясной Поляне, где жил Лев Николаевич Толстой. Однажды мечта сбылась, и они приехали в Тульскую область. Заранее списались с домом-музеем — там обещали, что вот-вот на территории усадьбы зацветёт яблоневый сад, а такое зрелище пропустить просто нельзя.

Поскольку у молодых людей своего автомобиля не было, жить решили в гостинице в нескольких десятках метров от усадьбы писателя. От усадьбы до Тулы 15 км по трассе.

«Мы бронировали полулюкс. Первое, что бросилось в глаза, когда вошли номер, — отвалившаяся дверь шкафа и мебель, видавшая виды.... Но это всё мелочи. Самое страшное, что не было горячей воды, а через два часа после приезда исчезла и холодная. А в душ хотелось нещадно — чтобы смыть следы шестичасовой поездки не на своём автомобиле с пересадками», — вспоминает Анна.

На ресепшене, конечно, извинились и предложили воспользоваться кулером на этаже. Дмитрий сначала пытался носить воду в номер стаканами, но потом решил действовать радикально и приволок весь 20-литровый бак с водой.

После водных процедур пара решила сходить перекусить, благо ресторан рядом. Но гостей там явно не ждали — на двери висел замок. В гостинице подтвердили: да, общепит «не обслуживает».

Даже после этого пара не отчаялась — попыталась заказать доставку продуктов, но не было интернета

Добрые сотрудники гостиницы подсказали: «недалеко» есть продуктовый магазин. Даже указали направление. «Недалеко» оказалось километрах в шести от Ясной Поляны — пешком по трассе в полутьме. Набрав там провизии, пара смогла вызвать такси и вернуться в гостиницу. Кстати, тогда же они договорились с таксистом, что он через день заберёт их из гостиницы и доставит в город.

Прогулка по самой усадьбе оказалась впечатляющей. Хотя яблоневый сад уже отцвёл...

Но кому и на кого в этом случае жаловаться?

«Идите к проверенным!»

Директор нижегородской туристической компании Мария Свиридова:

— Ситуация на туристическом рынке России в корне изменилась по сравнению с тем, что было лет пять назад. Например, сегодня в принципе не существует понятия «недобросовестный туроператор» (речь о компаниях, формирующих туристический продукт). Мы находимся под пристальным надзорным оком государства, нас проверяют, и, поверьте, никому не нужно рушить свой многолетний бизнес из-за некачественного облуживания. Но это если мы говорим о туроператорах.

Есть турагентства, которые реализуют продукт туроператоров. Здесь встречаются недобросовестные участники рынка и мошенники.

Поэтому, если вы покупаете тур в агентстве, то первым делом спрашивайте: кто туроператор? У последнего обязательно должен быть регистрационный номер в реестре Министерства экономики РФ. Это можно проверить на сайте ведомства. Если номер есть, это гарантия, что средства за испорченный отдых удастся вернуть даже в случае проблем со стороны отеля.

Когда турист сам напрямую бронирует отель, ему надо быть готовым, что принимающая сторона может отказать вам в размещении, например из-за крупного корпоративного заказа. Здесь рисков больше. Однако, как правило, речь идёт о модных сейчас небольших гостевых домах на побережье Кавказа и в Крыму. Серьёзные большие отели такого себе не позволяют.

Я призываю всех туристов быть внимательными и покупать туры у проверенных агентств, которые давно на рынке, или самостоятельно на сайтах крупных туроператоров, пусть и чуть дороже. Пытаясь сэкономить, вы должны понимать: в иных случаях за вашей спиной никто не стоит. Да, Роспотребнадзор вступится, деньги вы, может, и вернёте, но испорченный отпуск — никогда!

Договор дороже денег

Когда вы бронируете туристические услуги напрямую, как многие сейчас, то на любой вид услуг надо составлять соответствующий договор в бумажной или электронной форме, сообщили в Нижегородском обществе по защите прав потребителей. Например, договор найма жилого помещения стоит составить в любом виде с существенными условиями: адрес, описание условий проживания. Если что-то пошло не так, то опять же надо обращаться к поставщику услуг с письменной претензией. Это необязательно, но в дальнейшем может повлиять на суммы, которые вы получите в суде. Речь не только об неустойке, но и о штрафе за испорченный отпуск.

Если вы приобрели некачественный туристический продукт, ответственность за него по закону несёт туроператор, а не тур-агент-посредник. Например, вы не улетели на отдых или улетели не туда. Или качество оказанных на месте услуг не соответствует заключённому договору.

В таких случаях претензии туроператору надо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Или в другом порядке — по электронной почте, в мессенджере, если таковое предусмотрено договором.

После этого в течение 10 дней вы должны получить ответ. Если ответа нет, то, по словам экспертов, намного проще и оперативнее будет обратиться в суд. Можно и в Роспотребнадзор — ведомство найдёт в случившемся состав административного правонарушения и привлечёт субъект к ответственности. Но непосредственно воздействовать на туроператора с требованием выплатить деньги за испорченный отпуск надзорное ведомство не может.

И всё же, как правило, за редкими исключениями туроператоры стараются договариваться с недовольными их услугами ещё на стадии претензий.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно