Гидроузел планируют построить на 890-м километре судового хода Волги на острове Ревякинский. Стоимость проекта – 43,5 млрд руб. Начать стройку рассчитывали в 2020 году. Но Владимиру Путину доложили о сложностях с будущим нижегородским гидроузлом.
Что задерживает?
Как сообщает сайт Кремля, о непростой ситуации президенту 21 ноября рассказал вице-премьер Максим Акимов. По его словам, полноценное движение судов от Ярославля до Казани невозможно из-за 40-километрового участка между Нижним и городецкими шлюзами с осадкой в два метра. Низконапорный гидроузел проблему бы решил, но из-за строительства плотины возможно подтопление некоторых зон в Балахнинском районе Нижегородской области:
«По Нижегородскому узлу это нас немного задерживает, – сообщил М. Акимов. – Мы ещё в стадии доработки проектно-сметной документации, потому что там не все проектные решения найдены. Надо предусмотреть весь комплекс мероприятий, чтобы не пострадали люди».
12,6 млрд руб. с проекта гидроузла уже перенесли на федеральный проект по автомобильным дорогам. Но, как ранее сообщал Максим Акимов, власти не откажутся от планов. По мнению вице-премьера, без плотины наладить судостроение на проблемном участке нельзя.
Жителей Балахны, Заволжья, Городца и Сормовского района Нижнего Новгорода проект в его нынешнем виде затронет напрямую. В электронной петиции, которую активно подписывали в июле 2019 года, говорится о возможных последствиях. Это вероятное подтопление и заболачивание части населённых пунктов Балахнинского и Городецкого районов и посёлка Копосово в Нижнем Новгороде; ухудшение качества питьевой воды в Волге (для Нижнего её берут на сормовском водозаборе); уничтожение мест обитания некоторых краснокнижных животных и растений и др. К тому же для экологов утверждение, что Волга мелеет, неочевидно.
Как решить проблему?
В апреле на заседании научного совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии министр экологии Нижегородской области Денис Егоров заявил: проект плотины в том варианте, в каком его рассматривают сегодня, не имеет научно обоснованной оценки экологического ущерба.
«Как только честно и в полном объёме сделают оценку воздействия объекта на окружающую среду, всем станет ясно, что он слишком дорого обойдётся всем нам, – уверен директор экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов. – Нужно огромное количество дорогостоящих мероприятий для устранения негативных последствий от её постройки».
По словам Асхата Каюмова, решать проблему судоходства на Волге, безусловно, надо, но альтернативными способами: строительством третьей нити городецкого шлюза, увеличением попусков воды на этом объекте, изменением самой стратегии судоходства в части строительства судов с меньшим водоизмещением.
«Балахна исторически находится в низменной местности, там происходят подтопления, – говорит глава администрации Балахнинского района Алексей Левкович. – Если не учесть все возможные варианты влияния гидроузла на экологию, на здоровье и условия жизни людей, проект может значительно усугубить уже существующую непростую экологическую ситуацию. Главное сейчас – продолжать совместную работу, и тогда компромиссный вариант обеспечения судоходства на Волге будет найден».