Примерное время чтения: 7 минут
2801

Самоучка, опередивший время. Что мы знаем об изобретателе Иване Кулибине?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 22/09/2021
Изобретения земляка-самоучки по сей день во многом определяют наш быт.
Изобретения земляка-самоучки по сей день во многом определяют наш быт. / Кира Мишина / АиФ-Нижний Новгород

«Да ты настоящий Кулибин!» – такой комплимент талантливым изобретателям говорят не только нижегородцы.  Имя выдающегося нижегородского механика–самоучки Ивана Петровича Кулибина известно во всём мире, но навсегда связано с Нижним Новгородом.

Удивительный часовщик

Ивана Кулибина нельзя назвать непризнанным гением – скорее, наоборот. Его биография – это история жизни человека не только талантливого, но и успешного, в полной мере оценённого современниками. Достаточно того факта, что ему, самоучке, довелось много лет возглавлять механические мастерские Академии наук в Санкт-Петербурге.

Однако начало жизни Ивана Петровича было совершенно обычным. Он родился в Нижнем Новгороде в семье мелкого торговца мукой 10 (21) апреля 1735 года. Отец Кулибина был старообрядцем, поэтому детей в семье воспитывали в строгих традициях и любви к труду.

Папа готовил сына к торговому ремеслу, но заметил, что мальчик увлекается механикой и самостоятельно мастерит игрушки. Отец отнёсся к этому увлечению с уважением и способствовал обучению сына слесарному и токарному делу. К сожалению, Пётр Кулибин не увидел первых успехов сына – собственную часовую мастерскую 23-летний Иван открыл уже после его смерти. Дела у молодого мастера шли хорошо, среди клиентов был даже сам губернатор.

В 1764-1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе, кроме собственного часового механизма, помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками, в котором разыгрывались библейские сцены.

Когда в 1767 году императрица Екатерина II, путешествуя по волжским городам, побывала в Нижнем Новгороде, у Кулибина появилась возможность представить ей эти часы и другие уникальные изобретения, которых к тому времени скопилось немало. Среди представленных изобретений мастера были телескоп, микроскоп и электрическая машинка. Всё это весьма впечатлило просвещённую императрицу, и в 1769 году она предложила Кулибину возглавить механические мастерские Петербургской Академии наук.

За годы трудов в Академии Кулибин создал множество уникальных и полезных механизмов, однако любимым направлением работы всегда оставались часы – крохотные, размещённые в перстне, и гигантские городские. Их механизмы всегда особенно завораживали мастера.

Судьба первопроходца

Более 30 лет Иван Петрович Кулибин работал в Академии и за это время создал немало славных изобретений. К сожалению, не все они были востребованы при жизни мастера. Надо понимать, что не всегда люди могли по достоинству оценить предлагаемые мастером новшества.

Вероятно, такова судьба всех первопроходцев. Публику того времени мало занимали научные разработки. Она больше любила изобретения, которые расцвечивали жизнь: занятные игрушки –автоматы, диковинные механизмы, фейерверки-шутихи. Вот что было по-настоящему интересно и за что ценили механика.

Что ж, в этом действительно Кулибину не было равных. Роскошные празднества и балы были бы невозможны без его скромного участия. Ведь именно он занимался оформительской работой, придумывал оптические спецэффекты, изобрёл фонарь-прожектор с хитроумной системой зеркал, который даже при самом слабом источнике света давал яркое освещение, столь необходимое для светских мероприятий. Но при этом Иван Петрович никогда не опускался до роли придворного мастера. Он всегда оставался самим собой – изобретателем, который любил и понимал механизмы.

Многими его изобретениями мы широко пользуемся сегодня. Например, в 1791 году мастер изобрёл и изготовил «самобеглую» повозку, в которой применил маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения. Повозка приводилась в движение человеком через педальный механизм. То есть это был прототип современного велосипеда и легкового автомобиля.

Трёхколёсная машина, созданная Кулибиным.
Трёхколёсная машина, созданная Кулибиным. Фото: Commons.wikimedia.org

Кроме того, Иван Петрович разработал конструкцию «механических ног» — протезов. Первый ножной протез предназначался для офицера Непейцина, героя Очаковской битвы. В 1793 году Кулибин построил лифт с винтовым механизмом, который современники прозвали «подъёмным креслом». Он создал речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов, вместе с оптиком Беляевым сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера – Фусса, оптический телеграф, машины для добычи соли, мельницы, водяные колёса, геодезические и акустические приборы, подзорные трубы, солнечные и иные часы, точные весы, фортепиано и многое-многое другое.

Важными для современников были его находки в мостостроительстве, что было очень актуально для Санкт-Петербурга с его реками и каналами. В 1770-е годы Кулибин спроектировал первый однопролётный деревянный мост через Неву, уже в конце 1776 года успешно прошли испытания его модели. Таким образом, Кулибин впервые в истории мостостроения показал возможность моделирования мостовых конструкций.

За свои заслуги Иван Петрович был награждён особой медалью от Екатерины II с надписью: «Достойному. Академия наук – механику Ивану Кулибину».

Оставаться собой

Повторим, Иван Петрович происходил из старообрядческой семьи и, несмотря на передовой взгляд на науку, в быту оставался человеком очень консервативным. Жил просто. Никогда не употреблял спиртного и не курил табака, избегал азартных игр и западной моды. Зато он писал стихи и охотно проводил время на званых вечерах – умел шутить и общаться, оставаясь самим собой. Носил бороду, длиннополый кафтан и высокие сапоги, что несколько не соответствовало одежде питерской публики. Но Кубилин умел шутя отстаивать свои взгляды и добиваться уважения, избегая насмешек.

В личной жизни был плодовит. Дважды вдовел, трижды женился – последний раз уже в преклонном возрасте. От трёх браков у него родилось шестеро сыновей и восемь дочерей.

Из Академии наук Иван Петрович уволился в 1801 году и вернулся в родной Нижний Новгород. Не стоит думать, что выход на пенсию как-то сдерживал этого деятельного человека. Иван Петрович до самой своей кончины продолжал интересоваться наукой и изобретать.

Например, уже вернувшись в Нижний Новгород, Кулибин занялся совершенствованием самоходных судов. На такой крупный проект требовались немалые средства, и мастер нашёл их: взял ссуду, которую потом отдавал из своей пенсии.

Ещё очень впечатляет сохранившийся «Отрывок из письма к русскому художнику Гладкову (из Нижнего)» – он был опубликован в январском выпуске «Русского вестника» за 1810 год. В письме Кулибин, узнавший о работах Алексея Филипповича Гладкова, с восхищением пишет коллеге-изобретателю: «Жаль, что я так стар! А то поехал бы в Москву обнять моего собрата».

Иван Петрович стал широко известен после смерти благодаря вышедшей биографии, опубликованной П. Свиньиным в 1819 году. Называлась она «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения».

В родном городе в честь Кулибина назван парк, расположенный на месте Петропавловского кладбища. Там и похоронен знаменитый механик.

Его именем названо Нижегородское речное училище. На месте дома, где родился Иван Петрович, рядом с Успенским храмом на Ильинской горе, установлена памятная доска.

Но хорошо ли мы знаем все кулибинские изобретения, которые во многом «делают» наш сегодняшний быт?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно