Примерное время чтения: 5 минут
264

Сам себе экскурсовод. Как сделать прогулку семейным приключением?

Предложите ребёнку самому подготовить экскурсию по любимым местам прогулок - почему нет?
Предложите ребёнку самому подготовить экскурсию по любимым местам прогулок - почему нет? / Елена Гордеева / АиФ-Нижний Новгород

«А не совершить ли нам завтра какой-нибудь набег или вторжение? – предложил супруг во время ужина. «Внезапно, – отреагировала старшая дочь. – Предложение интересное, спору нет. Но хотелось бы услышать подробности».

«Я предлагаю вам интеллектуальный отдых – съездить куда-то узнать что-то новое. А уж подробности, куда мы поедем и что там разузнаем, вы сами придумайте».

«То есть ты просто предлагаешь нам скататься на экскурсию? – догадался сын. – Однако, как ты всё это хитро повернул!»

Поход длиной в сутки

Слово «экскурсия» привычно всем ещё с детсадовской скамьи. Настолько, что обычно как-то в голову не приходит задуматься об определении.

А между тем у экскурсии есть свои правила. Например, она ограничена по времени одними сутками и само слово «экскурсия» происходит от латинского excursio. Это действительно означает вылазку, набег или вторжение. Всё это мы узнали, когда готовили свою первую семейную экскурсию.

Кстати, весьма интересной оказалась и история вопроса. Экскурсии – исходно образовательный элемент, который начал внедряться в обучение передовыми педагогами России и Европы столетия назад, в конце XVIII – начале XIX века. Цель была простой и очевидной – не сводить образование к сумме теоретических знаний, оторванных от реальной жизни, а дать ученикам практические представления, помочь прочувствовать изучаемые темы.

В общем, опыт экскурсий как неотъемлемого элемента обучения оказался настолько успешен, что уже в начале XX века, а именно в 1910 году, в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов. Это было время рассвета экскурсионной деятельности, когда создавались общества экскурсоводов и выпускались тематические журналы. Оно и неудивительно – участие в экскурсиях развивает интеллект, позволяет ёмко и эффективно знакомить учеников с историей, литературой, воспитывает патриотизм и веру.

Сейчас экскурсионная деятельность также вызывает огромный интерес, в Нижнем есть немало оригинальных программ и авторских маршрутов и по городу, и за его пределами. Участие в такой экскурсии – настоящее событие.

Но наша цель была несколько скромнее – организовать прогулку в выходной день так, чтобы она была интересна и полезна детям.

Его величество гид

Итак, было решено, что каждый член семьи попробует себя в роли экскурсовода – придумает какую-то свою тему или место и в меру способностей эффектно представит его остальным. Чтобы было совсем уж интересно, устроили небольшое соревнование – вечером на семейном совете по итогам дня предстояло выбрать лучшего экскурсовода и вручить ему «медаль Кука».

«Это того Кука, которого съели аборигены?» – съязвил сын, когда я озвучила идею про медаль.

«Нет, это другой Кук».

Томас Кук – известный британский предприниматель и борец с пьянством, которое в середине XIX века было настоящем бичом Англии. Однажды он решил привезти членов Общества трезвости на тематический съезд в городок Лафборо, воспользовавшись для этого только что построенной в Дербишире железной дорогой. Случайная поездка имела большие последствия: путешествие оказалось настолько приятным, а разговоры в пути – настолько интересными и душеполезными, что через год Томас Кук организовал путешествие с экскурсией для 570 рабочих. Такой была профилактическая мера по борьбе с пьянством. В итоге в 1847 году Кук создал туристическое общество. А сам он считается не только самым известным экскурсоводом-энтузиастом, но и первым менеджером в сфере туризма. Его компания работала не только в Англии, но и в США. Кстати, одним из первых американских клиентов фирмы Кука стал известный писатель Марк Твен.

В общем, конкурс за право получение бумажной «медали Кука» помог нам сформулировать основные правила игры: тема экскурсии может быть любой, но она должна быть интересной, зажигательной и полезной и для самого экскурсовода, и для остальных участников событий.

«Дайте мне тему!»

Собственно, как оказалось, выбор темы – самое сложное в подготовке к экскурсии. Потому что в Интернете, как известно, найти можно что угодно – главное, знать, что и зачем ты там ищешь. С одной стороны, 800-летняя история города богата и разнообразна, насыщена событиями, полна интересными личностями, творчеством и курьёзами. Но что из этого выбрать и как построить незабываемый маршрут?

Тем может быть сколько угодно. Например, самые очевидные – военно-патриотические: исследование Нижегородского кремля, прогулка по местам, связанным с нижегородским ополчением и его героями. Можно познакомиться с тем, что происходило в Горьком в годы Великой Отечественной войны.

Но у города есть и другие стороны. Например, литературный Нижний. Или Нижний как «карман России», Нижний как православный город, рабочий Нижний или просто живой Нижний с его ночлежками и благотворителями.

Можно познакомиться с городом с точки зрения его промышленности или науки. Можно изучить местный стрит-арт или попробовать проанализировать фильмы, которые создавались в Нижнем Новгороде, и пройтись по местам съёмок. Или собрать самые известные городские легенды и посвятить прогулку им.

Пройтись, потрогать, сфотографировать, выпить кофе в интересном месте, не пренебречь красивыми видами, которыми богат наш город... Это увлекательная игра, которая может придать интересный колорит самой заурядной прогулке.

«А я ничего в Интернете искать не буду, – заявил младший ребёнок. – Я проведу для вас экскурсию по тем местам, где мы любим гулять с друзьями».

«Что ж, это тоже вариант», – согласились мы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно