Решать проблемы вместе
Не секрет, что у малых сельскохозяйственных производителей порой нет возможности самостоятельно начать работу с крупным ритейлом, поскольку есть проблемы с объёмами производства, логистикой, отсутствием своих складских помещений, электронного документооборота, бухгалтерии и так далее. Чтобы растить эффективных поставщиков на региональном уровне, X5 Group с 2023 года развивает федеральный проект «Агроагрегатор».
Сейчас он реализуется в 13 регионах России, общий объём закупки фермерской продукции превышает 38 тыс. тонн в год. «Суть проекта заключается в сборе нужных нам объёмов продукции от разных фермеров под заказ, — рассказал на четвёртой федеральной конференции партнёров в сфере малого предпринимательства „Малому бизнесу — большую полку!“ в Нижнем Новгороде руководитель проекта „Агроагрегатор“ торговой сети „Пятёрочка“ Сергей Клюйко. — Агрологистический региональный оператор берет на себя подготовку, фасовку, хранение, проверку качества и поставку продуктов в торговую сеть по разным продуктовым категориям: овощи, фрукты, ягоды, молочная и мясная гастрономия».
По словам Сергея Клюйко, сейчас найден стратегический партнёр из Дивеевского округа. Планируется, что работа первого агроагрегатора в Нижегородской области начнётся уже в июне-июле 2025 года. «Нижегородский агроагрегатор на начальной стадии объединит порядка пяти фермерских хозяйств. Далее хотим расширить круг поставщиков продукции до 20, — сообщил фермер из Дивеевского округа Даниел Чебану. — Задача — чтобы наши фермеры выращивали качественный товар, который будет нужен покупателю».
Продуктовый патриотизм
Акцент в работе нижегородского агрегатора сделают на поставку картофеля — его в регионе традиционно выращивают много. Однако уже сейчас федеральный ритейлер получает предложения о поставке от фермерских хозяйств яблок, ягод и прочей продукции.
«Я уверен, что агроагрегатор в Нижегородской области имеет большие перспективы, поскольку с логистической точки зрения регион находится в очень удобной локации, — продолжает Сергей Клюйко. — Здесь, например, есть наш мощный распределительный центр в Кстове».
Заинтересованность крупного ритейла в продукции малых фермерских хозяйств Сергей Клюйко объясняет желанием торговой сети расширять количество поставщиков и локальным продуктовым патриотизмом. «Для нас это возможность диверсифицироваться на продуктовой полке от наших конкурентов. Мы получаем локальный качественный продукт, которым можем гордиться, — говорит Сергей Клюйко. — Более того, во многих регионах мы наблюдаем так называемый продуктовый патриотизм, когда покупатель раз за разом приходит за конкретной продукцией локальных поставщиков».