Около 2,3% всего рынка продуктов в РФ приходится на Нижегородскую область, а сегмент супермаркетов занимает около 10% рынка. Крупные ритейлеры заинтересованы не только в расширении своего присутствия, но и в качественном развитии в нашем регионе. О том, как они для этого меняются, и о сотрудничестве с локальными поставщиками рассказали в рамках конференции торговой сети «Перекрёсток» для ключевых партнёров региона.
Опора на местные бренды
Нижегородская область находится на девятом месте в РФ по товарообороту розничной продукции, поэтому крупные ритейлеры стремятся в регион, сообщил на конференции заместитель губернатора Нижегородской области Егор Поляков.
«Конкурентоспособность сетевых ритейлеров в регионе напрямую зависит от того, насколько плотно они взаимодействуют с местными поставщиками, - уверен Егор Поляков. – Но для дальнейшего развития с обеих сторон должна быть понятная коммуникация. Думаю, конференция способна её наладить».
«Перекрёсток» в Нижнем Новгороде намерен активно продвигать местную продукцию. Это важная часть обновленной концепции супермаркета. Сейчас среди партнеров сети более 100 локальных поставщиков. Об этом на конференции заявил первый заместитель генерального директора Х5 Group Владимир Салахутдинов.
«Первым большим городом в России, где мы практически полностью обновили «Перекрёстки», стал Нижний Новгород, - добавил Владимир Салахутдинов. - В одном супермаркете одновременно на прилавках находится порядка 14-15 тысяч торговых позиций. Создать такой качественный свежий ассортимент невозможно без радикальной опоры на местных производителей. Мы как никто заинтересованы в стратегическом сотрудничестве».
По словам Владимира Салахутдинова, сегодня у покупателей растёт потребность в широком выборе продукции в сочетании с эмоциями. Акцент в обновленной концепции супермаркетов сделан на свежую и качественную продукцию: фрукты, овощи, охлажденную рыбу, кондитерские изделия, хлеб и кулинарию собственного производства, продукты для здорового образа жизни под собственной торговой маркой. Сеть также перезагрузила линейку алкогольной продукции, расширив ассортимент отечественных вин.
Качество на скорую руку
Ритм жизни в мегаполисе год от года становится интенсивнее. Люди всех возрастов, а молодёжь особенно, предпочитают готовую еду. Рынок готовой еды в России к 2030 году может утроиться и составить 10-11 трлн рублей в год. Такие цифры озвучили на конференции эксперты.
К сегменту готовой еды в супермаркетах относится упакованная готовая еда, кулинария, выпечка, кофе, замороженная еда высокой степени готовности. «В обновленной концепции супермаркетов мы хотим сломать предубеждение, что заморозка – это какая-то неправильная нездоровая еда, - рассказал коммерческий директор торговой сети Дмитрий Медведев. - Если еда по всем нормативам заморожена на производстве и разморожена дома, то наша заморозка ничем не уступает домашней еде и еде из ресторанов».
«В России растет доля домохозяйств, состоящих из одного-двух человек. Им периодически просто некогда и невыгодно готовить. Здесь ритейл приходит на помощь, - говорит директор по операциям и продажам торговой сети Сергей Рубцов. - Сегодня в категории готовой еды в «Перекрёстке» более 700 позиций, около 300 — упакованная готовая еда. Категория готовой еды – точка роста для локальных брендов. В этом смысле торговая сеть открыта для сотрудничества».
Кстати, в обновленной концепции на входе в супермаркеты появились кафе, где готовую еду можно купить, подогреть и поесть в уютной обстановке.
К локальности расположена и собственная торговая марка (СТМ) торговой сети «Зелёная линия». Марка позиционируется как линейка правильного и разнообразного питания. «Чтобы стать частью СТМ локальным поставщикам надо пройти внутренний аудит торговой сети, - продолжает Дмитрий Медведев. - Если продукт получил внутренний знак качества, то дальнейшее сотрудничество будет простым и взаимовыгодным».
Сырное изобилие
В обновлённой концепции торговая сеть также делает ставку на сырную гастрономию. Здесь у ритейлера есть надежный локальный партнер – сыроварня из Городецкого района. Компания производит сыры с голубой и белой плесенью, буррату, страчателлу, а также редкую для России группу сыров лактик. Весь ассортимент сыроварни представлен на прилавках торговой сети.
На конференции генеральный директор сыроварни Андрей Иванов-Антонов поделился опытом сотрудничества. У крупной торговой сети высокие стандарты качества, в том числе собственный аудит локальной продукции. «После того, как мы вошли в торговую сеть, работа практически идёт в автоматическом режиме. Сейчас через неё реализуем 15% своей продукции, - рассказал Андрей Иванов-Антонов. - За три года планируем увеличить этот показатель в два раза. Уклон хотим сделать в категорию премиальных сыров. В рамках обновленной концепции предложили торговой сети пойти на эксперимент и выложить нашу продукцию не по видам сыров, а отдельной полкой. Нам пошли навстречу».
В рамках конференции представители локальных поставщиков смогли задать свои вопросы спикерам. Они касались логистики, коммуникации с различными подразделениями торговой сети, стандартам качества и т.д.
Во второй части конференции её участники отправились на экскурсию в десять обновленных супермаркетов, чтобы по достоинству оценить изменения и перспективы дальнейшего взаимодействия с торговой сетью.
Кстати
- В Нижегородской области в 2025 году может появиться агроагрегатор для фермеров, который в том числе будет обеспечивать поставки фруктов и овощей для сетей X5 Group.
- Агроагрегатор на своей площадке должен объединить продукцию различных малых фермерских хозяйств, провести предпродажную подготовку и после этого отгружать её в торговые сети. Таким образом, небольшим хозяйствам не нужно будет самостоятельно заниматься логистикой и выдерживать план поставки, а торговые сети смогут получать продукцию одновременно от нескольких малых производителей.