17 марта работники ЖКХ отмечают профессиональный праздник. Жилищно-коммунальное хозяйство – сфера сложная. В ней надолго остаются люди, преданные делу и болеющие за него душой. Как найти диалог с жильцами, чтобы решать самые сложные задачи?
Лукавить нельзя
«В сферу жилищно-коммунального хозяйства попадают случайно, но остаются надолго», – уверена заместитель директора по работе с населением домоуправляющей компании Нижегородского района Ирина Власова. Ирина по первому образованию – историк и после окончания вуза вряд ли могла представить, что её профессиональный путь сложится именно так. Но работа в ЖКХ захватила, в том числе сложными задачами и возможностью их решать.
«У Нижегородского района, где я работаю последние два года, своя специфика. Здесь много домов с историей, где живёт творческая и научная интеллигенция, – говорит Ирина Власова. – Это люди образованные, знающие свои права, но в то же время искренние, тонкие. Лукавить с ними не получится».
Отдел, которым руководит Ирина, ежемесячно по разным каналам связи получает от жителей района 1500 обращений. На каждое нужно отреагировать, дать понять, что человека услышали и готовы ему помочь.
Скажем, живёт в одном из многоквартирных домов в центре Нижнего инвалид-колясочник, не старый ещё мужчина. Ему нужен пандус в подъезде, чтобы выходить из квартиры. Но дом большой, любые работы ДУК имеет право проводить только после их согласования с собственниками жилья на общем собрании. В данном случае вопрос удалось решить: пандус установили и жизнь человека изменилась к лучшему.
«Люди привыкли ругать работников сферы ЖКХ, при этом они забывают, что очень многие перемены к лучшему зависят от их умения договариваться с соседями, – рассуждает Ирина Власова. – Одним нужна новая кровля, другим – сухой подвал, а третьим – благоустроенный подъезд. Отрадно, что в Нижегородском районе развит институт советов многоквартирных домов, и мы на годы вперёд можем планировать, что совместно делаем в рамках собираемых средств за услуги ЖКХ».
Кроме дел насущных, отдел по работе с населением проводит много социально важных мероприятий. Вместе с территориальными общественными самоуправлениями на площадках во дворах МКД организуют День соседа, празднуют Масленицу, День Победы, Новый год. Жильцы на такие инициативы отзываются с удовольствием. Диалог оставляет у людей след в душе и позволяет работать сообща для общего благополучия.
«Равнодушных к своему делу в сфере ЖКХ нет. Да, система неповоротлива, и не всё удаётся сделать сразу, – резюмирует Ирина Власова. – Но в итоге каждый решённый вопрос – это и есть главная награда за нашу работу».
Подскажут, расскажут, научат
Сегодня работать в сферу жилищно-коммунального хозяйства пяти районов Нижнего Новгорода приходит много молодёжи. Опыт они перенимают у коллег, за плечами которых десятилетия работы.
Заместитель директора по производству домоуправляющей компании Канавинского района Татьяна Пахарева в ЖКХ трудится ровно 30 лет. Выпускница строительного вуза случайно стала сотрудницей тогда жилищно-ремонтного треста, занимающегося эксплуатацией жилого фонда.
«Мне так понравилась работа! Коллеги старшие всему научили, буквально за руку по всем объектам водили, – вспоминает Татьяна Анатольевна. – Сейчас тоже всячески молодёжи помогаем: подскажем, расскажем, научим. Это наша смена, будущее ЖКХ».
Татьяна Пахарева учит молодых коллег подходить к делу основательно, быть в работе последовательными и стрессоустойчивыми. Без этого никак! Год от года сфера ЖКХ усложняется. Не секрет, что многоквартирные дома в том же Канавинском районе новее не становятся. Хотя и возможностей для их содержания, уверена Татьяна Пахарева, всё больше: это программы капремонта и комплексного благоустройства, современные материалы и оборудование.
«Надеемся, что в микрорайоне Мещерское озеро вместе с городскими властями и жильцами нам удастся решить острую проблему парковочных мест, – продолжает Татьяна Пахарева. – Вообще, у нас много планов. За 30 лет я поняла: в ЖКХ остаются те, кто душой за дело болеет».