Будущих работников коммунального хозяйства теперь будут учить с помощью современных технологий: в Нижегородском архитектурно-строительном университете открылась новая образовательная площадка в Центре цифровой трансформации городского хозяйства.
VR-oчки в помощь
Новая современная образовательная площадка, где с помощью цифровых решений будут готовить кадры для отрасли коммунального хозяйства, начала свою работу в рамках соглашения, заключенного год назад между архитектурно-строительным университетом, городскими и областными властями, а также ресурсоснабжающими организациями – «Нижегородским водоканалом» и «Теплоэнерго».
В центре они будут получать не только теоретические знания, но и отрабатывать навыки по ликвидации неполадок в сфере тепло- и водоснабжения с помощью VR-oчков. Специально для этого были оцифрованы теплопункт и насосная станция. Ученые университета вместе с «Теплоэнерго» и «Нижегородским водоканалом» смоделировали несколько проблемных ситуаций, а специалисты АНО Горький Тех на базе платформы «НЕЙМАРК. Цифровая вселенная» разработали VR-тренажер. Обучающиеся в виртуальной реальности с помощью подсказок отрабатывают последовательность действий в той или иной ситуации, а затем проходят контрольный сценарий, который покажет, насколько усвоена тема.
«Технологии виртуальной реальности помогают смоделировать нештатную ситуацию и посмотреть, как будущий специалист будет действовать, - пояснил ректор вуза Дмитрий Щеголев. - На практике смоделировать такое не получится: это повлечет аварию на сетях, а в виртуальной реальности это возможно. Будем и дальше развивать возможные направления работы и сценарии различных ситуаций на объектах сетевого хозяйства».
Первыми опробовали новые технологии глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, генеральный директор АО «Теплоэненрго» Илья Халтурин, ректор ННГАСУ Дмитрий Щеголев и студенты 4 курса профиля теплогазоснабжения и вентиляции.
«Эта система наглядно показывает процессы, которые нельзя увидеть в условиях вуза, - говорит студентка Ксения Фомичева. - Например, мы можем «поприсутствовать» в теплопункте и отработать те навыки, которые нет возможности отработать в реальности. Это нам поможет в дальнейшем, уже на работе, не растеряться и быть готовыми к различным ситуациям».
Так, в виртуальной среде студенты проверяют монометры, термометры, закрывают задвижки… Получается своеобразная игра с практической составляющей.
Подготовка кадров со школьной скамьи
Все это позволит подготовить главный ресурс – кадры для сферы коммунального хозяйства.
«Жилищно-коммунальный комплекс в России сильно изменился за последние 10 лет, работа там требует серьезной подготовки, высококвалифицированных специалистов, которые способны и разрабатывать, и применять высокотехнологичные решения, – заявил на открытии центра Юрий Шалабаев. - Мы, конечно, заинтересованы, чтобы талантливые, неравнодушные молодые люди после окончания вузов приходили в эту отрасль».
Площадка будет использоваться максимально активно. Так, планируется, что уже в этом учебном году обучение в центре пройдут более 700 студентов высшего и среднего профобразования. В рамках ранней профориентации занятия смогут посетить 1500 школьников. Кроме того, по программе повышения квалификации обновить свои знания смогут не меньше тысячи работников отрасли коммунального хозяйства. Также на площадке планируется проводить хакатоны, стратегические сессии и мастер-классы.
Илья Халтурин оценил, как современные технологии позволяют вести подготовку кадров, в том числе к ликвидации нештатных ситуаций: «ННГАСУ предоставил серьезные возможности для тех, кто уже выбирает профессию, попробовать, с чем придется работать. Сегодняшний проект – первая ступенька в оснащении подобного рода классов, а для нас взаимодействие с учебным заведением – обязательная работа, которая позволяет подготовить студентов к работе и дообучить современным технологиям действующих специалистов».
Оценила инновации и заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, которая присоединилась к церемонии открытия центра по видеоконференцсвязи: «Это яркий пример взаимодействия, когда университет, власть и работодатель вместе делают большое дело, подготавливают специалистов, которые практикоориентированы, имеют все необходимые компетенции».