Мотосезон, казалось бы, начался недавно, а счёт авариям с двухколёсным транспортом уже открыт, есть погибшие и раненые. Стоит ли радость от звучного ветра в ушах человеческих жизней? И что такое байкеры – особая культура или всё же источник бед на дорогах? Разбирался nn.aif.ru.
Трагедия за трагедией
Чем ближе лето, тем больше ЧП с любителями погонять на двухколёсном транспорте, говорят полицейские. В Нижегородской области, например, две трагедии с мотоциклами случились в один день – 30 апреля. 39-летний мужчина между посёлком Керженец и деревней Кольцово врезался в дерево и погиб на месте – шансов выжить не было. А в посёлке Октябрьский папа-мотоциклист решил покататься вместе с шестилетней дочкой, и легковой автомобиль не уступил им дорогу… Девочка скончалась в реанимации через несколько часов.
Как родители переживут такое горе?
В Гусь-Хрустальном Владимирской области в прошлом мотосезоне бабушка и дедушка подарили 15-летнему внуку питбайк, и парень спустя несколько часов погиб на скользкой трассе, врезавшись в дерево...
Байк, свобода, кошка Авария
«К байкерам многие относятся с опаской. Есть мнение, что мотоциклисты гоняют, не соблюдают правила, превышают скорость, – говорит рязанский байкер с 20-летним стажем Андрей Говорков. – На самом деле, как есть разные автомобилисты, так есть и разные мотоциклисты. Поверьте, среди тех, кто едет на четырёх колесах, опасных товарищей не меньше, чем среди тех, кто предпочитает двухколёсный транспорт! Я много общаюсь с мотоциклистами, знаю, что среди них есть рейсеры, которые любят лихачить, но тех, кто ездит, соблюдая правила, не меньше. Думаю, процент экстремалов такой же, как и среди автомобилистов».
Как говорит Андрей, мотоциклы, как правило, выбирают те, кто ценит свободу и независимость. «Это особое ощущение, когда ветер свистит, когда можешь объехать любые пробки. Большинство моих знакомых байкеров – это романтики. Среди моих приятелей много возрастных ребят, но все они сохранили какой-то детский задор, – говорит Андрей. – Запросто откликаются на любое предложение, очень лёгкие на подъём. Вот сейчас один мой друг колесит по Дагестану – просто проснулся утром и поехал. Не каждый так может, а байкер может».
Но опасностей на пути байкеров, конечно, хватает. «Самая главная проблема – автомобилисты нас не замечают. Особенно весной, когда водители ещё не привыкли к тому, что нас на дороге стало больше. Автомобилисты не смотрят в зеркала! Когда резко начинают манёвр, это для нас очень опасно, ведь едешь на скорости, и уйти от столкновения некуда, – объясняет Андрей Говорков. – Ещё проблемы – плохие дороги, пыль, ямы. Были ребята, которые погибли из-за ямы на дороге, не по своей вине. Мне повезло, у меня была всего пара аварий. Давно уже, когда стаж мотоциклиста был не очень большой. Один раз пробил колесо и улетел в кювет – хорошо, что не на встречку, иначе бы сейчас уже ничего рассказать не мог. А второй раз на дорогу неожиданно выскочил котёнок. Я резко затормозил. Здорово тогда свалился, но и котёнок, и я остались живы. Сейчас это уже взрослая кошка, 12 лет, зовут Авария».
«Всё может тебя убить»
Ярославец Дмитрий Щепеников открыл мотосезон уже в 13-й раз. Мотоциклы он полюбил ещё в детстве, как только впервые увидел. Дмитрий признаёт, что отношение к мощному двухколёсному транспорту на дороге неоднозначное.
«Мы не стоим в пробках – и это вызывает шквал эмоций у автомобилистов. Негатив часто исходит от людей старшего поколения, которые очень чувствительны к шуму, внешним раздражителям. Но ведь опасно ездить не только на мотоцикле, но и на машине, и на электросамокате», – отмечает ярославец.
Конечно, в первое время и у Дмитрия случались аварии – задевал машины. Но со временем он стал осторожнее на дороге. Сейчас ярославец выезжает на любые аварии с мотоциклами, чтобы оказать поддержку единомышленникам-байкерам.
Избегать аварий – навык, который нужно тренировать. Ярославец старается каждые выходные оттачивать свои умения, выезжая на областные трассы. Есть у мотоциклиста и свои правила: «Всё вокруг может тебя убить. Необходимо просчитывать свои ходы наперёд и двигаться быстрее потока. И самое главное – хорошо готовить транспорт к поездке».
Слишком доступный транспорт
Водитель с 27-летним стажем Александр Страхов (Нижний Новгород):
– В России на любых дорогах общего пользования имеют право ездить мотоциклы, это точно такой же вид транспорта, как и автомобили. Другое дело, что за зиму водители машин отвыкают от мототранспорта, а главное – не смотрят в зеркала. По правилам дорожного движения водитель машины должен включить боковой указатель поворота, убедиться, что он своим манёвром никому не создаёт помеху на дороге, и только потом продолжить движение. У нас же часто включают поворотник и едут не глядя, а тут мотоциклист выскакивает, как чёрт из коробки.
Ещё один важный момент, как я считаю, влияющий на количество ДТП, – стремительная модернизация мототранспорта. Вспомните советские мотоциклы. Ты его приближение за версту мог услышать, а современный мотобайк – только когда он с тобой чуть ли не поравнялся. Сейчас на дорогах всё больше электромотоциклов. Они мощные и скоростные, но практически бесшумные. У водителя машины шансов его услышать и совершить нужный манёвр всё меньше.
Сами мотоциклисты, конечно, тоже правила нарушают: превышают скорость, перестраиваются, ускоряются, но поведение на дороге опять же от человека зависит и от его опыта вождения. И вот в этом я вижу серьёзную проблему.
Сегодня мотоциклы – транспорт не только модный, но и относительно доступный. Его всё чаще приобретают молодые люди в качестве своего первого «железного коня», опыта за рулём авто у них нет. На мой взгляд, мотоцикл надо приобретать после, как минимум, нескольких лет безаварийного вождения автомобиля.
Байк байку рознь
Автомобильный эксперт Александр Дейч:
– Байкеры – безусловно, субкультура со своими клубами, сообществами, традициями, целями и идеалами. Например, на дорогах теперь есть круизеры и чопперы. Это красивые большие дорогостоящие мотоциклы, на которых не ездят быстро. На них, наоборот, ездят медленно, с пафосом, в мотоциклетных кожаных костюмах, и «бьются» реже всех. Такой транспорт не снуёт между рядов машин, он движется по своей полосе.
Есть среднедорожные байки, которые предназначены, скорее, для дальних поездок, а не для езды по городу. Они тоже нечастые гости статистики ГИБДД.
А есть спортбайки, обладателей которых на дорогах нарекли «спортсменами». Некоторые байкеры мне говорили, что обладателей такого мототранспорта в клубы даже не принимают, поскольку ездит человек от силы пару сезонов, а потом или серьёзная травма, или, не дай бог, гибель. Спортбайк, способный разгоняться до 200 км/ч, провоцирует на скорость, и «бьются» люди капитально. Понятно, что никакая специальная защита при падении не спасает.
Есть промежуточные категории, среди которых как раз много ненадёжных водителей, а порой и не водителей даже. Нет у людей никаких разрешений на управление мототранспортом. Например, обладатели кроссовых мотоциклов. Это лёгкая техника, предназначенная для спортивной езды. По дорогам общего пользования на них ездить нельзя, нельзя и ставить их на учёт в ГИБДД в качестве мотоциклов. Я бы назвал этих людей мотохулиганами, а не байкерам. Как правило, ни о какой культуре вождения речи здесь не идёт.
Языком цифр
- По данным управления ГИБДД Главного управления МВД России по Нижегородской области, с марта 2024 года в регионе произошло 48 ДТП с участием мототранспорта, в них 35 человек пострадали, двое погибли. За 2023 год в регионе произошло 723 ДТП с участием мотоциклистов, погибли 30 человек и 543 человека получили ранения. По статистике, мотоциклисты в Нижегородской области гибнут в ДТП в 30 раз чаще, чем водители автомобилей. Самая распространённая причина смертельных аварий — скорость.
- По сведениям Госавтоинспекции Владимирской области, за первые четыре месяца 2024 года на дорогах региона произошло 23 ДТП с участием мототехники. В них 24 человека получили травмы, трое погибли.