Примерное время чтения: 6 минут
330

Полжизни на остановке. Поможет ли реформа нижегородскому транспорту

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 06/07/2022
Основная претензия пассажиров к нижегородскому общественному транспорту - слишком долгое его ожидание.
Основная претензия пассажиров к нижегородскому общественному транспорту - слишком долгое его ожидание. / Елена Гордеева / АиФ-Нижний Новгород

Добраться куда-то на общественном транспорте в Нижнем Новгороде – давно уже настоящее приключение, аттракцион с непредсказуемым финалом.

Интервал движения социальных автобусов может приближаться к трём часам, маршрутки и прогнозы их прибытия на «умных» остановках не совпадают. И вот появилась новая интерактивная карта маршрутной сети. Что она нам предсказывает?

Маршруткам поставили условия

Региональный минтранс опубликовал интерактивную карту маршрутной сети нижегородской агломерации. Карта сообщает, что агломерацию обслуживают 92 автобуса, 13 трамваев, 15 троллейбусов, метро и 10 пригородных электричек. А где же маршрутные такси? Маршрутки появляются на карте, когда начинаешь выстраивать маршрут от начальной до конечной остановки следования – ещё одна опция интерактивной карты. На карте будут маршрутки, которые планируют работать по социальным тарифам, уточнили «АиФ-НН» в областном транспортном ведомстве.

На карте отображаются варианты маршрута и ориентировочное время в пути. Так, до улицы Минина от остановки «Школа №176» предлагается доехать на маршрутке А-24т, до площади Минина и Пожарского от остановки «Пролетарская улица» – на А-70т. У последнего маршрута есть муниципальный вариант – А-52. Но, чтобы сесть на этот автобус, придётся прогуляться от шестого микрорайона Мещеры до третьего, потратив около 20 минут. Кроме того, любой бывалый пассажир общественного транспорта из этих краёв скажет вам, что А-52 пока курсирует с огромными интервалами – на линии, согласно Яндекс. Картам, чаще всего пара автобусов на город-миллионник.

«Маршрутные такси №24 и №70 пока обслуживают пассажиров, – сообщили на горячей линии «Центра развития транспортных систем». – Что с ними будет дальше, затрудняемся ответить. Начало внедрения новой маршрутной сети – август-сентябрь 2022 года».

Что касается перемен в муниципальном транспорте, отменили пять маршрутов, появилось два новых, а 17 маршрутов изменились. Отменили дублирующие маршруты, какие-то автобусы стали подвозящими к станциям метро, другим продлили путь до новых жилых комплексов.

33 маршрута частных перевозчиков сохранят, сообщил директор областного Центра развития транспортных систем Артем Бафанов. Но на особых условиях: цена проезда, как в муниципальном транспорте, бесплатные пересадочные тарифы в течение 60 и 90 минут, перевозка льготников. По словам Артёма Бафанова, работать частники на 33 маршрутах будут, поскольку с администрацией Нижнего Новгорода у них заключены контракты до 2024-2025 годов. Позже перевозчики смогут участвовать в конкурсе и выигрывать право обслуживать те или иные маршруты.

«Я считаю, что у властей есть задача – полностью выместить частников с обслуживания сети общественного транспорта в Нижнем, – возражает представитель крупного частного перевозчика. – Никто с нами эти контракты потом не продлит. Но будет ли для пассажиров альтернатива, большой вопрос…»

Введение новой транспортной схемы позволит повысить скорость общественного транспорта, уменьшить интервалы ожидания и обеспечить бесперебойность его движения даже вечером и ночью. Так обозначает цели реформы областной минтранс.

А какова нынешняя реальность?

На интерактивной карте указан приблизительный интервал движения некоторых автобусов. Например, А-5, А-17, А-25 и А-31 в течение дня придётся ждать час, в час пик – 30 минут. И сейчас это ещё не худший вариант!

Водители к автобусам не прилагаются

Именно долгие ожидания на остановках – главная претензия нижегородцев к общественному транспорту.

Горожане в социальных сетях жалуются: А-9 вообще не дождёшься (впрочем, тут мог бы стоять номер почти любого другого социального автобуса!). Пользователь под ником «Министерство транспорта Нижегородской области» объясняет большие интервалы дефицитом водителей в «Нижегородпассажиравтотрансе». С учётом дефицита персонала не для всех автобусов установлен двухсменный режим, к тому же пара автобусов в конкретный день, о котором говорится в жалобе, сошли с линии из-за поломки.

Зная всё это, хочется спросить: а кто же будет водить 32 новых автобуса? О том, что они прибудут в Нижний, сообщили на днях.

«Новые автобусы закупают на условиях льготного лизинга. Они будут работать на маршруте А-90 «ЗКПД-4 – микрорайон Верхние Печёры», – сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Но водителей, в отличие от автобусов, нам федеральные власти не пришлют…

По данным на 9 июня 2022 года, «Нижегородпассажиравтотрансу» требовалось 515 водителей. Им предлагали «белую» зарплату от 45 тыс. до 60 тыс. руб. в месяц. Она переменная и складывается из количества отработанных часов и процентов выполнения плана, объяснили в отделе кадров предприятия. 

«Я считаю, что водитель автобуса и пилот пассажирского самолёта – это равнозначные профессии. Зарабатывать водитель должен не меньше 80 тыс. руб. (после уплаты налогов), – уверен водитель с 25-летним стажем Михаил Воронин. – Работа ответственная – кто-то лоб в салоне автобуса расшибёт – с тебя спросят, что уж говорить о серьёзных авариях? А на нынешнюю зарплату согласятся разве что люди в возрасте. И нечего потом удивляться, что водители умирают прямо за рулём…»

Чтобы привлечь молодые кадры, в том числе из других регионов, предприятие планирует  открыть общежитие для сотрудников, начать программы подготовки таких кадров, сообщили в областном минтрансе.

Завершить очередную транспортную реформу в регионе планируют к 2025 году. Подождём. На остановке.

А пересадок нижегородцы не любят

Без реформы общественного транспорта городу уже не обойтись.

«Перемены начались – уже хорошо, - считает Александр Иванов, кандидат экономических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ. -  Но иногда решать проблемы общественного транспорта надо начинать задолго до их возникновения.

Например, развитие города вширь – не самое продуманное решение. Как показывает практика, в этом случае совершенно не просчитывается, как люди в новые жилые комплексы будут добираться без личных авто. Есть ли у нас бюджеты, чтобы инфраструктуру для этого создать?

Конечно, такому крупному мегаполису нужен развитый метрополитен, особенно его не хватает в Сормове и на Мещере, где большая плотность населения. Но и здесь многое упирается в бюджеты. На некоторых участках пассажиров могла бы выручить развитая сеть скоростных трамваев.

А пересадок, на которые рассчитывают авторы нынешней реформы, нижегородцы как раз не любят. Многие и в метро то не хотят лишний раз спускаться, пока им до автобуса рукой подать.

В любом случае перемены в системе общественного транспорта назрели. Что они дадут пассажирам – время покажет.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно