Примерное время чтения: 10 минут
272

По безнадёжью. Почему наши дороги превратились в полосу препятствий?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 16/03/2016

Гарантированные ямы

Гордеевка, Ильинка, Белинка, район Мещерского озера… Карту ям на дорогах Нижнего Новгорода впору вывешивать на въезде в город в качестве предупреждения. Кстати, сами нижегородцы в Сети как раз составлением такой карты и занимаются - пользователи автомобильного форума наносят на интерактивный план города самые опасные, на их взгляд, места, где есть риск повредить автомобиль или угодить в серьёзное ДТП из-за состояния дороги. На момент написания этой статьи карта собрала уже несколько сотен отметок.

«На ул. Надежды Сусловой перед въездом на круг яма, - пишет один из пользователей. - В начале февраля засыпали, к середине того же месяца яма вымылась вновь, теперь заделали брусчаткой».

«Улица Федосеенко - ужас, который заканчивается самой конкретной ямой в сторону выезда из города, - сообщает другой сердобольный нижегородец. - Объезжать становится всё труднее, яма разрастается».

«При подъёме на виадук в сторону ул. Новикова-Прибоя - продольная трещина в асфальте длиной 15-20 м между первым и вторым рядами, - говорит третий. - Осложнена тем, что первый ряд сужается по мере подъёма из-за неубранного снега».

Впору шутить про то, что асфальт растаял вместе со снегом, но нижегородцам уже давно не смешно. Повторяющаяся из года в год катастрофа ясно даёт понять: проблема не в погоде и не в вечно неожиданном снеге. Яма - где-то в самой системе ремонта и укладке дорог.

Подтверждение - результаты общественной экспертизы недавно отремонтированных дорожных полотен, прошедшей по всей России осенью 2015 года. В Нижнем активисты-инспекторы неприятно удивились: из всех улиц, которые ещё не отслужили гарантийного срока, в нормальном состоянии была лишь одна.

«Гарантия на ремонт дорог в городе - 5 лет, но не на всех участках подрядчики выполняют обязательства по обслуживанию в течение этого срока, - подытожил активист Александр Васильев, инициатор инспекции «Оценим качество дорог!». - Часто на дороге отсутствует разметка, у трамвайных путей разрушен верхний слой асфальта на пересечении с рельсовым полотном. Ул. Белинского и набережная Гребного канала ремонтировались в 2011 г. Но первая уже вся в трещинах, а на набережной - глубокая просадка люка и межрельсового пространства. Та же проблема на «гарантийной» ул. Горького. Трещины на Комсомольском шоссе, где путепровод отремонтировали всего два года назад... Участники рейда нашли только одну гарантийную улицу, к которой не возникло нареканий, - Рождественскую».

Но после рейда была зима, которая, кажется, добила все дороги!

Видимо, яма образовалась в самой системе ремонта дорог.
Видимо, яма образовалась в самой системе ремонта дорог. Фото: АиФ

Нет плана - нет дорог

«Городские дороги требуют к себе большего внимания, чем есть сегодня. Руководство города, определяя расходные статьи бюджета, не должно забывать, что любая экономия на дорогах в конечном итоге приводит к росту издержек и к невосполнимым потерям всего городского хозяйства, - уверен и Валерий Костин, зав. кафедрой автодорог Нижегородского архитектурно-строительного университета. - Преждевременно разрушается дорожное полотно из-за высокой загрузки магистральных дорог, из-за некорректного выбора способов ремонтно-восстановительных работ, а также из-за фактического отсутствия в дороге дождевой канализации, особенно в заречной части Нижнего».

Есть и нарушение технологии работ. Применение некачественных дорожно-строительных материалов, несоблюдение правил их производства, укладки и т.п. - всё это первопричины снижения изначального качества дорожных работ. Они ведут к преждевременному старению покрытий, к проявлению технологической наследственности, уверен учёный.

Страдают нижегородские дороги и от систематических «раскопок» при прокладке и замене подземных коммуникаций: только что отремонтированный участок разрывают ресурсоснабжающие компании, коммунальные службы, а потом не восстанавливают полотно должным образом. От такой бесхозяйственности образуются просадки, провалы, выбоины и прочие деформации, в которых обвиняют всё тех же дорожников.

По мнению Валерий Костина, в Нижнем нет научно обоснованной дорожной политики и координации действий разных ведомств, да и действующая улично-дорожная сеть требует кардинальных мер - капремонта и реконструкции всей дорожной одежды.

Метры трещин

У Молитовского моста этой зимой - все шансы стать неприглядным «лицом» дорожных новостей. Нижегородские активисты, устав слушать о нехватке денег на ремонт, сами замерили, насколько опасны выбоины на аварийном мосту. Оказалось, допустимые нормативы и рядом не стояли!

«Всего мы замерили 25 ям, на деле их, конечно, куда больше, - рассказал Александр Кулаков, активист-автовладелец. - Длина самой крупной - около 5 м, глубина достигает 20 см. Тут не только колесо - всю машину потеряешь. Ограничение по скорости в 40 км/ч давно не актуально - ехать приходится куда медленнее, объезжая выбоины».

Все факты общественники передали в прокуратуру и управление ГИБДД. Только после очередного вмешательства контролирующих органов в бюджете отыскались деньги и на мосту начали хотя бы ямочный ремонт. Правда, закладывать ямы по традиции начали в метель… Тогда же, в снегопад в начале марта, начали ямочный ремонт ул. Белинского.

«Используется специальная установка - рециклер, - объяснил представитель пресс-службы администрации города недоумевающим нижегородцам. - Технологию используют для ямочного ремонта в зимнее время. Как правило, при -10 градусов можно делать ремонт».

«Рециклер не помог! - констатировала нижегородка Виктория Гонгина - она наблюдала процесс каждый день, проезжая по Белинке. - Весь асфальт и гравий разлетелись по дороге мелкими кусочками и вместе с потоками грязи летят в прохожих, в стёкла машин».

Технология, как выяснилось, была пробной и будет дорабатываться. Всего же в Нижнем Новгороде в 2016 году планируют отремонтировать около 70 тыс. кв. м дорог. Правда, скорее всего ямочно - средств на закупку асфальта пока нет…

Фото: АиФ-Нижний Новгород

Главное - верно оформить

Денис Курьян, директор нижегородского филиала федеральной страховой компании:

«Как правило, риск «ущерб», в том числе и из-за некачественного дорожного покрытия, включён в договоры КАСКО. И если автомобиль застрахован по КАСКО, автовладелец сможет отремонтировать машину за счёт страховой компании.

Чтобы доказать, что причиной ущерба стало дорожное покрытие, проследите, чтобы прибывшие на место ДТП сотрудники ГИБДД досконально, с указанием всех деталей, разобрались в причинах происшествия и обязательно зафиксировали в отдельном документе качество дорожного покрытия: наличие и размер ям, выбоин и провалов в грунте и прочие огрехи. При этом страховщик вправе предъявить требование к дорожным службам, по чьей вине произошло ДТП и автомобиль был повреждён. Если автомобиль по КАСКО не застрахован, то автовладелец может самостоятельно подать иск к дорожным службам. Однако чтобы взыскать возмещение ущерба, нужно внимательно отнестись к оформлению документов сотрудниками ГИБДД на месте ДТП. По договору ОСАГО выплаты не будет - владелец страхует гражданскую ответственность перед третьими лицами».

Кто заплатит за яму?

Что делать, если ваша машина провалилась в яму на дороге и получила повреждения? Советы Михаила Черепнова, партнёра юридической фирмы.

Вызовите ГИБДД - повреждение транспортного средства связано с движением автомобиля и возникло из-за неровности дороги. Привлечь инспекторов нужно для фиксации обстоятельств ДТП и дорожного покрытия, видимых повреждений автомобиля и т.п. Водителю стоит сфотографировать место события, найти свидетелей происшествия - если они спешат, запишите их контактные данные (телефоны и ФИО).

Нужно выяснить, в чьём ведении магистраль. Для этого можно обратиться в Главное управление автодорог Нижегородской области.

По ОСАГО такое происшествие не застраховано, выплат за повреждённый автомобиль не получите. Можно провести независимую экспертизу (пока за свой счёт), перед этим оповестив лиц, имеющих отношение к событию: органы ГИБДД, владельца или ответственного за состояние дороги, которых может коснуться судебное разбирательство. Уведомите их телеграммой за 3 - 5 дней до проведения экспертизы.

Виновник, ответственный за содержание дороги, определён. Обратитесь к нему с претензией о возмещении ущерба, приложите фото, схему места события, заключения экспертизы, справки ГИБДД. Вам обязаны предоставить ответ из любого государственного или муниципального ведомства не позднее 30 календарных дней со дня обращения.

Ответа в указанный срок нет - значит, идём в суд. Можно обратиться за правовой помощью - любой юрист разъяснит порядок подачи заявления и обращения в суд. Для взыскания, кроме самого ущерба, нужно заявить расходы по уплате госпошлины, по проведению экспертизы, расходы на юристов при составлении иска, а также траты по сбору документов, почтовые расходы, возмещение морального вреда.

«Максимально опасны»

Уже не первый год Нижегородская область впереди многих регионов страны по числу ДТП из-за плохих дорог. С начала года в области произошло 622 происшествия на дороге. 295 из них - из-за неудовлетворительных условий содержания и благоустройства дорожно-уличной сети. Это на 14% меньше, чем в начале 2015 года. В этих ДТП ранены 437 человек, погибли 16. Такова статистика областной госавтоинспекции.

Кстати, по итогам 2014 года Межрегиональный центр «За безопасность российских дорог» поставил Нижегородскую область на второе место после Москвы с «максимальным уровнем опасности на дорогах». За 2014 год произошло из-за плохих условий на магистралях 1820 ДТП, погибли 182 человека, 2283 ранены.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно