Примерное время чтения: 5 минут
1218

Пешеход на двух колёсах. Безопасны ли электросамокаты в Нижнем Новгороде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 28/04/2021
Нестись с ветерком хорошо, но рисков здесь немало.
Нестись с ветерком хорошо, но рисков здесь немало. / Елена Гордеева / АиФ-Нижний Новгород

Гуляя в центре Нижнего Новгорода, трудно не заметить молодых людей и девушек на электросамокатах. Они увлечённо ездят по городским набережным и улицам.

Сервис проката электросамокатов сейчас пользуется большим спросом. Но насколько безопасны такие аппараты? Какие правила должны соблюдать горожане, решив воспользоваться этим транспортом?

Как это работает?

Электросамокат можно взять напрокат с помощью приложения для смартфона. В приложении – карта, где значками обозначены все самокаты конкретной фирмы и зона для поездок. Она охватывает не меньше половины Нижнего Новгорода. За старт сейчас берут 30 руб., далее — пять рублей в минуту. Деньги списывают с банковской карты, привязанной к приложению.

С управлением электросамокатом разобраться несложно. Справа на руле находится кнопка газа. Чтобы поехать, нужно оттолкнуться ногой от земли два-три раза и жать на газ, чтобы заработал электродвигатель. Тормоз у самоката — это рычаг на ручке, как у велосипеда. Устройство оборудовано дисковым и электрическим тормозом. Каждый самокат рассчитан только на одного человека.

Программа попросит подтвердить, что пользователю 18 лет, хотя вряд ли кто-то будет это проверять. Копии паспортов ни у кого не требуют. Арендатор несёт полную ответственность за самокат. Приложение попросит пользователя двигаться только по велосипедным дорожкам и не выезжать на проезжую часть или тротуары. Учитывая сложную ситуацию с велодорожками в городе, исполнить эту просьбу будет непросто.

Средство индивидуальной мобильности

Сейчас в России маломощные электросамокаты, как и гироскутеры, и сегвеи, относятся к так называемым средствам индивидуальной мобильности. Правила дорожного движения приравнивают людей на самокатах к пешеходам. То есть разрешается передвигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон, а также в местах, закрытых для движения транспорта: в парках, скверах, дворах и на специально отведённых для катания площадках. Пересекая дорогу по пешеходному переходу, необходимо спешиться. Выезжать на проезжую часть запрещено. За нарушение правил дорожного движения грозит административный штраф до 1500 руб.

«Людям на самокатах нужно соблюдать те же правила дорожного движения, как и пешеходам. Я бы рекомендовал использовать налокотники, наколенники, шлем и световозвращающие жилетки, чтобы быть более заметными на дороге, – говорит заместитель начальника отдела по пропаганде безопасности дорожного движения управления ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области Алексей Еремеев. – Конечно, лучше всего кататься на огороженных территориях, не выезжая на улицу. Разумеется, нельзя употреблять алкоголь. Самокаты неустойчивы — всего два небольших колеса. Площадь сцепления с дорогой маленькая, поэтому люди на электросамокатах находятся даже в большей опасности, чем пешеходы».

К сожалению, никаких средств защиты вместе с самокатами напрокат не выдают, и вряд ли когда-нибудь будут выдавать. Понятно, что и горожане не берут с собой на прогулку шлемы с налокотниками, поэтому все катаются без специальной экипировки.

Кто-то предпочитает медленную и осторожную езду, но есть и те, кто любит прокатиться с ветерком. Впрочем, большую скорость на таком аппарате развить не получится.

«Надо договориться»

Электросамокат с двигателем мощнее 250 ватт в России считается мопедом. Для управления такими устройствами нужны водительские права категории М. При нарушении ПДД к людям, управляющим такими самокатами, могут быть применены такие же санкции, как и для обычных водителей.

Есть и довольно мощные электросамокаты, способные развивать скорость выше 100 километров в час. По мнению юриста, автомобильного эксперта Александра Дейча, сейчас на законодательном уровне нужно определиться с классификацией этих устройств и на её основании принять изменения в правила дорожного движения. Причём учитывать надо не только мощность самоката, но и вес, и скоростные характеристики, и другие параметры.

«На мощных и средних устройствах без подготовки кататься в принципе нельзя. Слишком велика вероятность упасть и получить травму, — предупреждает Александр Дейч. — Даже со сверхлёгкого самоката несложно упасть и повредить себе какую-то часть тела. Кататься на нём не проще, чем на велосипеде, а в какой-то мере даже сложнее».

Безусловно, электросамокаты и подобный им транспорт в ближайшее время будут активно распространяться. Неизбежны и травмы, связанные с ними. Поэтому, по словам юриста, надо прояснять все правовые аспекты, связанные с лёгким электротранспортом.

«Меня больше всего в этой истории печалит недорегулированность. Что будет при столкновении? Что будет, если человек упадёт с арендованного самоката? И так далее, — говорит Александр Дейч. — Как правило, люди, которые берут самокат в прокат, не думают об этом. Большинство просто скачивает приложение. В любом случае, в 2021-м или в следующем году регулирование по электротранспорту произойдёт. Главное – не закручивать гайки, потому что электросамокат — это хороший, удобный, экологичный городской транспорт. В этом вопросе неправых нет. Нам просто надо договориться, учитывая интересы всех: и автомобилистов, и пешеходов, и тех, кто катается на электросамокатах».

Нужна культура передвижения

Главный внештатный детский травматолог-ортопед минздрава Нижегородской области Николай Тутин:

«Любое транспортное средство при увеличении скорости представляет опасность, электросамокат в том числе. Хотя по опыту больше всего травм влекут велосипеды, только потом идут самокаты, скейты, ролики…

Катаясь на электросамокате, можно получить черепно-мозговые травмы, травмы верхних конечностей, ушибы, осаднения. Тяжёлых переломов, как правило, не бывает. Здесь много значит наличие или отсутствие средств защиты – шлема, наколенников, налокотников.

Для любых транспортных средств нужна соответствующая инфраструктура. Когда её нет, а неопытный человек едет на самокате по общему тротуару, он, конечно, опасен и для себя, и для окружающих. А подростки и вдвоём на самокат устраиваются, и скорость форсируют, и на «зебре» даже не подумают пойти пешком рядом с самокатом, как того требуют правила…

Нужна культура передвижения, общая культура. Безусловно, комплект защиты необходимо покупать вместе с электросамокатом! Родители обязаны объяснить ребёнку правила и потом не забывать контролировать ситуацию. А если подросток видит электросамокат на улице и берёт его в аренду, ясно, что средств защиты человек с собой не носит. Садясь в автомобиль, человек пристёгивается – и он в безопасности. С электросамокатом так не получится…»

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно