Один из известных символов несгибаемого Ленинграда в блокаду — трамвай. Он останавливался лишь в первую самую страшную блокадную зиму и вновь пошёл 15 апреля 1942 года, символизируя: город Ленина живёт! А как работал общественный транспорт в тыловом Горьком, где день и ночь ковалось орудие Победы и людям нужно было непременно вовремя быть на заводах к началу смены?
Выручал всё тот же трамвай. Подробности — в материале nn.aif.ru.
«Пустынный отпечаток»
К началу войны трамвай был в Горьком основным видом общественного транспорта. К 1930 году он ходил уже по пяти линиям.
Безусловно, война нанесла большой урон городскому трамвайному хозяйству. Мужчины-вагоновожатые уходили на фронт, на их место вставали женщины, но кадров всё равно не хватало.
Немецкие авианалёты повреждали или вовсе уничтожали вагоны, пути и оборудование депо. И трамваи вставали... Технику и пути в годы войны обслуживали не в полном объёме, трамваи работали на износ.
О плачевной работе общественного транспорта в Горьком в своих дневниковых записях с октября 1941 по декабрь 1945 года не раз упоминал преподаватель нескольких горьковских вузов Геннадий Евгеньевич Изюмов:
«25 января 1942 года. Уже две недели фактически не ходят трамваи».
«12 февраля 1942 года. Второй день идёт вьюга, какой я не помню. Трамвай стоит, и едва ли в ближайшее время движение по городу будет восстановлено. Полуголодное существование, отсутствие света, трамвайного движения налагают пустынный отпечаток на город».
15 марта 1942 года. «Трамваи почти не ходят, так как снег на путях никто не убирает. Это, видимо, не главное. Главное в том, говорят, что вагоны не ремонтируются за отсутствием частей».
Была и ещё причина: вагоноремонтный завод в Горьком в годы войны не действовал — на его площадях развернули эвакуированное из Брянска предприятие, где делали боеприпасы.
Вагонов на линии выходило всё меньше, в общественном транспорте начались давки.
Тот же Геннадий Изюмов в записи от 23 сентября 1943 года упоминает, что в дикой толкучке при посадке в трамвай ему чуть не сломали руку. Но самое страшное, толпа замяла одну женщину под вагон, и той отрезало ногу. «Такой беспорядочной толпы я никогда не видывал», — в ужасе пишет Изюмов.
В трамвайной давке активизировались карманники. Самым страшным было для горьковчан лишиться даже не кошелька — продуктовых карточек.
12 часов на восстановление
Во многих советских городах трамваи в войну использовались ещё и для грузовых перевозок как дублёры железнодорожных линий. Так было и в Горьком в отсутствие железнодорожного моста через Оку. Трамвайную сеть напрямую соединили с железнодорожной, и по рельсам поезда шли с одного берега Оки на другой.
И всё равно трамвай в тыловом Горьком с перебоями, но работал.
Так, после одного из вражеских налётов на автозавод им. Молотова в 1942 году разрушенными оказались несколько километров трамвайного пути в Автозаводском районе. Несмотря на катастрофическую нехватку людей, техники, рельс и шпал, движение восстановили уже через 12 часов — так важен был трамвай для рабочего района.
К концу Великой Отечественной войны горьковский трамвай подошёл «на последнем издыхании» и требовал большой работы по восстановлению. Поэтому в послевоенную пору на многие центральные улицы города вместо трамваев вышли троллейбусы. Этот вид общественного транспорта заработал в Горьком в мае 1947 года — «рогатые» шли от площади Минина и Пожарского по улице Свердлова до площади Горького.
А горьковский трамвай с гордостью проехал через годы военного лихолетья и жив до сих пор.

Книгоноши под бомбами. Как работали библиотеки в годы войны
Забота от «Тимура и его команды». Как в войну помогали семьям фронтовиков
«Малютки» и «Сталинцы». Какой вклад в Победу внесли горьковские корабелы
Станок вместо игрушек. Как взрослели дети в тыловом Горьком