Примерное время чтения: 7 минут
252

Надежда на себя и бога. Чему стоит поучиться у нижегородских старообрядцев?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 13/04/2022
Кержаки, несмотря на аскетичный быт, - люди духовно наполненные и счастливые.
Кержаки, несмотря на аскетичный быт, - люди духовно наполненные и счастливые. / Максим Дмитриев / Public Domain

Кажется, на Керженце время остановилось. Потомки старообрядцев, бежавших от церковной реформы прошлых веков, живут так же строго и закрыто, как жили их твёрдо верующие предки, а невзгоды – пандемия или санкции – им нипочём. Чему сегодня можно поучиться у кержаков, «АиФ-НН» узнал у антрополога Маргариты АЛМАЗОВОЙ

Когда пришёл «конец времён»

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: – Маргарита, почему именно Нижегородская губерния стала центром старообрядчества на Руси?

Маргарита Алмазова: – Первая половина XVII века в России – это различные бунты, усиление крепостного права. На трон тогда взошёл первый царь из династии Романовых – Михаил Фёдорович. Раскол Русской православной церкви, который начался в 1650-х годах, при правлении молодого Алексея Михайловича, стал настоящей трагедией для простых верующих и дополнил эту общую картину «конца времён».

К тому же на противников церковной реформы начались серьёзные гонения. Они в страхе начинают уходить в леса. Одним из мест, куда бежали верующие, стала заволжская часть Нижегородской губернии. Она была надёжно укрыта от мира непроходимыми лесами, болотами, но добраться туда, например из Москвы, было всё же проще, чем в другие места. Более того, земли эти долгое время не были закреплены за помещиками, считались неплодородными, слабыми, с серозёмами и суглинками. Там, не привлекая особого внимания, можно было селиться. А отсутствие мостов через матушку Волгу давало возможность создать закрытые анклавы в густых лесах Поволжья.

На Керженце появились старообрядческие скиты. Основали их духовные лидеры, которые имели святые дары – миро. С помощью миро человека можно было окрестить, посвятить в священство и миропомазать на престол, согласно старым церковным традициям. Керженские леса собирали священство, а к ним тянулись и простые люди.

Кстати, само понятие «старообрядцы» как обозначение противников церковной реформы официально появилось только с 1788 года. С негативным подтекстом старообрядцев называли раскольниками и кулугурами (нелюдимыми. – Ред.). Нейтральное наименование – староверы, древнеправославные христиане. В Нижегородской губернии – ещё и кержаки, селившиеся на Керженце.

– Какие особые традиции были у наших кержаков?

– Ничего нового эти люди не придумывали. Наоборот, они старались максимально сохранить старый уклад жизни и богослужения. На Керженце было более 100 скитов. Люди объединялись не по географическому, а по духовному принципу. Строили жилища так, чтобы не пускать на территорию чужаков.

В быту было принято подпоясываться, использовать лестовку (это разновидность православных чёток), а также подручники – небольшой квадратный коврик для рук и головы при совершении земных поклонов. Мужчинам полагалось носить бороды, женщинам – платки и одежду в пол. До сих пор у старообрядцев запрещено любое украшательство тела: татуировки, пирсинг, яркая косметика. Но вообще, любой истинно верующий христианин к таким излишествам отрицательно относится…

Богослужения «в голос»

– Считается, что именно старообрядцы – родоначальники некоторых народных промыслов в наших краях…

– Как я уже говорила, заволжская земля не отличалась плодородием, а жить как-то надо было. В старообрядческих общинах занимались ткачеством, золотошвейным и столярным делом, работали по металлу, расписывали посуду.

Кроме того, долгие годы на старообрядцев были гонения. В любой момент мог потребоваться переезд. Те же ложки строгать можно было где хочешь, а вот землю с собой не увезёшь. Хохлома, мстёра, палех — секреты многих народных художественных промыслов хранили именно общины старообрядцев. Это были люди трудолюбивые, сообразительные, дисциплинированные. Не случайно истоки многих купеческих династий – Бугровых, Рябушиных, Мамонтовых, Блиновых – из старообрядческих общин.

С гонениями на старообрядцев связана ещё одна интересная особенность, во многом коснувшаяся и Нижегородской губернии, – богослужения «в голос» на кладбищах. Церквей у старообрядцев не было, и Пасху встречали, например, на могилах святых старцев. Мест для молитвы не было, и особенным пространством для староверов стало озеро Светлояр в нынешнем Воскресенском районе Нижегородской области. Легенда о том, что воды озера когда-то укрыли от захватчиков святой град Китеж, пошла именно от староверов. Вокруг озера, а по сути – вокруг града Китежа с его храмами и алтарями старообрядцы ходили крестными ходами, обязательно по часовой стрелке.

В годы гонений на веру Светлояр стал культовым местом для представителей разных конфессий. Молиться всем было негде. Многие приезжали сюда, чтобы дать обеты. Считалось, что для этого надо на коленях сделать несколько кругов вокруг озера, и тоже по часовой стрелке.

– До нас дошли литературные памятники о жизни «кержаков» – романы Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». С этих книг можно начать знакомство с историей старообрядчества?

– Павел Иванович Мельников лично занимался исследованием и искоренением старообрядчества в Нижегородской губернии с 1850 года как чиновник по особым поручениям Министерства внутренних дел. Безусловно, он знал тему глубоко изнутри. К тому же должность эту он получил, поскольку сам до семи лет жил в тех местах.

Но надо разделять документы и художественную литературу. Образы героев романов – собирательные. Исторических фактов о старообрядцах гораздо больше в служебных письмах, доносах, отчётах Мельникова-Печерского. В конце жизни Павел Иванович признал, что старообрядцы не приносили государству вреда.

Тянутся к счастливым людям

– Многое ли сохранилось от староверов прежних веков?

– Действующий старообрядческий скит в Нижегородской области сегодня один – Малиновский в Борском городском округе – это бывший Семёновский уезд. От сотни с лишним скитов на Керженце осталось около 40, где есть могилы, кресты. Некоторые памятники старины охраняются государством. К сожалению, некоторые в 2021 году пострадали от деятельности лесозаготовителей.

Но сколько старообрядцев со своим удивительным бытом и традициями живёт в деревнях нашей области!

Чтобы сохранять историю старообрядчества и популяризировать её, создан проект «Кержаки». В 2021 году его поддержал Фонд президентских грантов. Появились видеоролики о жизни кержаков сегодня и специальный сайт, погружающий в тему. Прошли научно-просветительские встречи, волонтёрские экспедиции, фотовыставка «Кержаки», созданы туристические маршруты.

В 2022 году мы выиграли грант Фонда культурных инициатив. Он поможет многим людям узнать о промыслах керженской стороны: лапотном, бондарном, ковшечном, игрушечном, лодочном.

– На ваш взгляд, почему люди со всей России едут в керженские леса на экскурсии? Современные старообрядцы стали более открытыми для чужаков?

– Нам удалось наладить контакт с жителями старообрядческих деревень.

А туристы стремятся на Керженец ещё и потому, что многие сейчас находятся в растерянности: мир перевернула пандемия, а теперь и новая геополитическая ситуация. Хочется приехать в деревню, в детство, к тем истокам, где царит мир, доброта и вера, к кому-то, кто скажет правильные слова или даст совет. Люди ищут утешения в той среде, что однажды сама пережила страх перемен.

Кержаки, несмотря на аскетичный быт, – люди духовно наполненные и счастливые. Когда-то они добровольно отказались от благ цивилизации, а от потрясений последнего времени пострадали меньше нас. Их духовной твёрдости хочется учиться.

Например, приезжаешь к бабушке в старообрядческую деревню, спрашиваешь про COVID. Отвечает: слыхала чего-то. У неё другие проблемы – корова, огород!

Дочка этой бабушки как-то попросила врачей проведать мать. Бабуля, увидев медиков в окно, тихо ушла в лес и оставалась там, пока те не уехали. Кержаки не привыкли перекладывать свои проблемы на других. Они генетически надеются только на себя и на бога.

В последнее время на экскурсии к нам приезжает много медиков. Они привыкли к капризным городским бабушкам. А тут приходят в дом, где старушка им говорит: «Сынок, давай я за тебя помолюсь. Чем тебе помочь?» Словно попадаешь в мир детства, где от тебя ничего не требуют, а хотят поддержать…

Досье
Маргарита Алмазова. Родилась в Семёнове Нижегородской области. В 2009 году закончила филологический факультет ННГУ им. Лобачевскрго, в 2021 году – магистратуру ННГУ им. Лобачевского по специальности «Антропология».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно