В военное лихолетье сцена стала одной из площадок для антифашистской пропаганды. Время требовало от театра показать силу и непокорность русской души и воспеть мужество советского человека. Разруха, голод и война не могли помешать рождению новых театров. Об одном из них, впоследствии ставшем нижегородским театром «Комедiя», рассказывает nn.aif.ru.
Время для оружия эстрады
«Сама жизнь настойчиво подсказывала необходимость создания такого театра, который, используя гибкое и сильное оружие эстрады, смог бы отобразить события дня», — так в газете «Горьковская коммуна» писал о театре «Снайпер» критик К. Алевский.
Перед зрителем на сцене появлялись солдаты и командиры Красной Армии, партизаны, рабочие заводов, медицинские работники. Звучали стихи и песни, внимание зала захватывали танцы и лирические сцены. Как отмечал критик, для более точной передачи повестки дня в постановке переплетались газетный очерк, стихи поэтов-фронтовиков и фельетон.
Такие детали запомнились Алевскому в первой программе театра «Снайпер» — «На Волге». Её автором стал Н. С. Северный, премьера состоялась 23 апреля 1942 года, Великая Отечественная война шла десять месяцев.
От взгляда театрального критика не могла скрыться неопытность постановщика. И пусть актёры справлялись со своими ролями, «всё остальное, что им приходилось делать в спектакле», выглядело слабее. Центральный монолог самого Северного, опытного чтеца, «Родина» смотрелся «бесцветно», считал Алевский.
Но, так или иначе, театр со своей задачей справился. Он принял вызов времени, решился на вызов ответить и показать своё видение наступившей реальности. К тому же уже в этой программе удачно отметилось «трио С» из артисток Сирновой, Смолко и Семёновой. Они отвечали за частушки и танцы. Хвалила критика балетмейстера Лидию Гостеву и художника декораций Мазанова.
Рождение театра случилось в знаковый год. Всего три дня назад официально завершилась Ржевско-Вяземская операция. От оккупантов освободили Московскую и Тульскую области. А менее чем через три месяца начнётся долгая Сталинградская битва, и, увы, фашисты захватят Севастополь, прорвав оборону.
В такое время попросту нельзя было жить без радости, которую давал людям театр.
Родом из 1920-х
«Снайпер» не возник из пустоты. Это был, безусловно, новый театр, но его появление стало следствием общего возрождения театров малых форм. Такие были популярны в 1920-е годы. Они зарождались одновременно с кинематографом. В Горьком Театр малых форм тогда действовал при объединении музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий.
В годы войны в глубь России эвакуировали многие театральные труппы, они готовы были выступать на любых свободных площадках.
«Снайпер» появился благодаря Н.С. Северному и А.А. Иванову при Горьковской филармонии. Они решили использовать смех как оружие. Только это оружие не отнимало жизни, а наоборот, давало надежду и заставляло продолжать жить.
Театр возглавили К.Н. Нуждин и С.Н. Тарасов. Авторами эстрадных программ стали Северный, Владимир Маас, Михаил Полонский. Работали в театре и талантливые композиторы: Борис Мокроусов, Виктор Махлин, который занимался и составлением миниатюр, С.А. Заранек.
На сцену выходило благосклонно принятое критиком Алевским «Трио С». Со дня основания «Снайпера» в нём служил артист Ипполит Бунин. Он прошёл с театром все этапы рождения и реорганизации. В программе «На Волге» он, кстати, сыграл пленного немца и также получил положительные отзывы.
Труппе нужно снискать популярность у публики. И она с этим справилась.
Театру всё же требовалось исправить главный недостаток — найти режиссёра с твёрдой рукой. Именно в этот момент, в сентябре 1942 года, туда приходит заслуженный артист РСФСР Николай Левкоев. Он начинает готовить новую эстрадную программу под рабочим названием «Родина зовёт». Однако для зрителей она стала известна под названием «В дни боевые».
Программа принесла театру успех. Зрители очень тепло приняли постановку, поэтому со сцены она не сходила довольно долго. В октябрьском номере «Горьковской коммуны» появилась рецензия уже знакомого нам К. Алевского. Его вердикт уже отличался от того, что он написал о программе «На Волге»: «Коллектив „Снайпера“, несомненно, окреп и вырос, но он должен всё с большей требовательностью относиться к своей работе, укреплять актёрский состав, стать театром большого, зрелого мастерства».
Отдельно стоит сказать об этюде «Гнев». В нём был создан образ советской женщины, жизнь которой разрушили фашисты. У неё сожгли дом, отобрали ребёнка. «Вот она, измученная и обезумевшая, очнулась на родном пепелище, с изумлением оглядывает чёрные следы фашистского разбоя», — сказал К. Алевский. Только изломанная кукла возвращает героиню в сознание, и вся её душа наполняется гневом.
Частушки на ходу
Что же так привлекало зрителей в постановках «Снайпера»? В чём был секрет успеха? Сейчас у нас нет возможности прийти и посмотреть постановки того театра. Однако из материалов той же «Горьковской коммуны» или из книги «#Комедiя70» Анастасии Разгуляевой, посвящённой истории театра, мы можем узнать некоторые детали.
Зрители и критики ценили музыку, песни, скетчи. Постановки «Снайпера» отличались задорным юмором и злой сатирой — зло смеялись, конечно, над врагом. Театр не боялся сочетать лирику и юмор.
Аплодисментами всегда сопровождались придуманные на ходу частушки. Импровизация, впрочем, была присуща сценическим программам.
С помощью всех этих элементов выстраивался разговор со зрителем. Именно об этом и напишет в своей рецензии А. Литвин: «Разговорный жанр — на первом плане не только по удельному весу, но и по художественным достоинствам программы». Так он говорил о «Разговоре по душам», но его слова применимы ко всем постановкам театра.
В 1944 году с приходом нового главы Анатолия Любанского «Снайпер» преобразовывается в Театр эстрады и миниатюр. В этом же году театр гастролирует по Сталинграду, а в 1945-м — по Крыму, Кавказу и Удмуртии. Всего через год подпишут приказ о создании Горьковского театра комедии. Датой его рождения станет 16 февраля 1947 года — день премьеры спектакля «Приезжайте в Звонковое» по пьесе А. Корнейчука.
Сейчас же нам этот театр известен под названием «Комедiя», и там по-прежнему полные залы.

Самолёт от актёров. Чем жил в войну Горьковский театр кукол
Актриса, гвардии ефрейтор. Как работал Горьковский ТЮЗ в военное лихолетье
Музы выходных не знали. Как работал в войну горьковский театр
Спасённые поколения. Операцию «Дети» воплотили на сцене театра