Наш читатель Юрий Кузнецов - заслуженный энергетик РФ, всю жизнь проработал в атомной отрасли, так что к вопросам безопасности относится серьёзно. С «АиФ-НН» он поделился опытом… борьбы за простую проверку газового оборудования в квартире (живёт он в Советском районе Нижнего Новгорода).
Инициатива наказуема?
«Когда обсуждались сначала газовые счётчики, а потом договоры на обслуживание ВКГО, мне особенно не нравилась риторика официальных лиц, - признаётся Юрий Алексеевич. - Мол, это жильцы несознательные, а они - радетели за наши жизни, не иначе. На деле только всё по-другому».
Процент заключённых договоров на обслуживание ВКГО власти называли низкий - и 4%, и даже 1%. Но в таком случае не пора ли изменить сам механизм? Включить услугу в общий тариф и сделать обслуживание обязательным? Юрий Кузнецов предлагал это властям, но получал в ответ лишь отписки: ему цитировали постановления Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 г. и № 410 от 14 мая 2013 г. с припиской «…не то отключим газ».
«На жильцов перекладывают ответственность, - уверен Юрий Алексеевич. - Помню, когда наш дом ещё в советское время вводили в эксплуатацию, то, прежде чем пустить газ, нас обязали чуть ли не экзамен сдать по правилам безопасности. Выдавали абонентские книжки, вели журналы проверок. Ответственность за недосмотр была на газовиках. А сейчас уже заочно виноваты жильцы. Все эти договоры, на мой взгляд, - защита для газоснабжающих организаций на случай аварии и суда».
После безрезультатной переписки с чиновниками Юрий Алексеевич договор решил заключить.
«Выяснилось, что, по сути, чёткого контроля ни за установщиками счётчиков, ни за проверяющими оборудование - нет, - считает Юрий Кузнецов. - Какие компании вправе это делать, где посмотреть их названия, адреса?»
В ручном режиме
Первый индивидуальный газовый счётчик в подъезде установил сосед снизу. Газ для этого отключали чуть ли не на день…
«Вижу: два молодца варят трубы. Посмотрел, что наварили - шов на шве! До сих пор помню, как нас в своё время гоняли с нормативами: ближе 100 мм не должно быть сварных швов. Каждый шов - потенциальная угроза утечки. А тут живого места на трубе нет!»
Почему бы просто не взять гнутые трубы? Спецы ответили: заготовок не было…
«Спрашиваю: а кто будет принимать вашу работу? Ответ: мы сами! Намылим все швы и проверим. А сосед поменял ещё и трассировку труб, потом скрыл всё с глаз долой за панелями, что тоже с точки зрения безопасности сомнительно».
Сам Юрий Кузнецов за установкой счётчика обратился в дочернюю компанию поставщика газа, чтобы уж наверняка всё было правильно и надёжно. На вопрос «кто принимать работу будет?», получил тот же ответ: сами.
Отдельной эпопеей стало обслуживание газового оборудования. Договор заключили в январе 2014 года - прислать специалиста обещали лишь в октябре. Не желая ждать полгода, наш читатьль добился переноса сроков осмотра на март. Но в марте, говорит, никто не пришёл. И в апреле. И летом.
«В октябре 2014-го в подъезде появилось объявление: будет общедомовая проверка газового оборудования, - рассказал Юрий Кузнецов. - Ждём. Никого! Обзвонил соседей: проверяющих не было ни у кого, кроме одного жильца… соседнего подъезда. Оказалось, за день до этого этажом выше угарным газом отравилась семья, люди попали в больницу. Это и подвигло службу на проверку?»
На жалобу в обслуживающей организации среагировали - специалистов прислали во все квартиры. Так же, жалобой, удалось добиться планового осмотра оборудования по договору.
«По-моему, ситуация всех устраивает, - заключает Юрий Кузнецов. - Главное - собрать по договору деньги. А как он будет работать и будет ли вообще?»