Изгнать неуправляемых и часто опасных электросамокатчиков из центра Нижнего Новгорода предлагает общественный совет при Законодательном Собрании Нижегородской области. В пользу такого радикального решения говорит статистика ДТП со средствами индивидуальной мобильности. С подробностями – nn.aif.ru.
Хочешь жить – умей вертеться
Пострадавших в ДТП с электросамокатами за год больше чем утроилось: точнее, за первые шесть месяцев 2024 года в Нижнем Новгороде зарегистрировали 128 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), и это в 3,5 раза больше, чем годом ранее. В них пострадали – 134 человека, один погиб, приводит цифры пресс-служба Госавтоинспекции Нижегородской области.
Впрочем, любой пешеход чувствует этот тренд на себе: он вынужден то и дело отпрыгивать от самокатчиков, несущихся прямо на него по узким городским тротуарам. Власти всерьёз думают о полном запрете электросамокатов хотя бы на центральных улицах города.
Полный запрет на движение самокатов по пешеходной части Большой Покровской и Верхневолжской набережной обсудили на заседании общественного совета при Законодательном Собрании региона. «Самокатчики превышают скорость на пешеходной улице и резко тормозят, чем пугают жителей, – объяснил член Общественного совета при региональном парламенте Александр Сериков. – Многие люди не слышат сигнала самоката и уходят от столкновения в последнюю секунду».
К сожалению, увернуться от самоката успевают не все.
Чаще всего самокатчики сталкиваются с машинами и препятствиями, опрокидываются сами и наезжают на пешеходов, говорят дорожные полицейские. Например, недавно 17-летний юноша на арендованном самокате на тротуаре у дома № 64 на улице Берёзовская сбил 72-летнюю бабушку. Пожилая женщина попала в больницу с травмами.
В Ленинском районе на тротуаре около станции метро «Двигатель Революции» девушка на самокате тоже сбила женщину-пешехода. Самокатчица даже не остановилась, чтобы помочь пострадавшей. Позднее виновницу аварии отследили по камерам видеонаблюдения и оштрафовали на 800 руб. Не самые большие деньги за потерянное, пусть и на время, здоровье другого человека.
ДТП с участием электросамокатов стало больше, несмотря на то, что скорость самокатов, выдаваемых напрокат, ограничена более чем в 100 зонах до 15-25 км/ч. На улице Большая Покровская, на отрезке от площади Минина и Пожарского до улицы Малая Покровская, скорость сбросили вовсе до 10 км/ч.
Есть в Нижнем Новгороде места, где движение любых электросамокатов уже полностью запрещено: это Нижегородский кремль, парки «Швейцария», им. 1 мая и парк им. Пушкина.
«Представьте, что на самокате, который весит около 35 кг, даже со скоростью 20 км/ч едет мужчина весом более 100 кг. Это настоящая инерционная бомба! – объясняет врач-терапевт Елена Касьянова. – При столкновении с пешеходом и он, и самокатчик могут получить травмы позвоночника, сломать кости таза или бедро. Особенно легко в такой ситуации упасть и удариться головой об асфальт. Защитных шлемов ни самокатчики, ни пешеходы не носят».
Самокаты нужны туристам?
Чаще всего в сводки Госавтоинспекции о ДТП со средствами индивидуальной мобильности попадают арендованные самокаты. Однако представитель кикшеринговой компании Айрат Шайдуков в ходе дискуссии на заседании общественного совета при региональном парламенте заявил: самые недобросовестные водители – владельцы собственных электросамокатов. Их скорость ограничивает только мощность двигателя. Контроля за передвижением частников пока нет.
По мнению автомобильного эксперта Александра Дейча, электросамокат – дорогая игрушка, и вряд ли кто-то из владельцев хочет её сломать. «Я против любых запретов. Не забывайте: такой транспорт в центре города нужен туристам, – рассуждает эксперт. – Предлагаю на Большой Покровской вернуться к системе выдачи самокатов по паспорту, какая действовала раньше. Это отпугнёт компании безответственных подростков и подвыпивших граждан. И сделайте уже небольшую выделенную полосу для велосипедистов и самокатчиков!»
Сейчас в администрации Нижнего Новгорода на основании анализа опыта эксплуатации СИМ готовят дополнительный перечень территорий, где ограничат или даже запретят средства индивидуальной мобильности. К такой зоне могут отнести в том числе всю улицу Большую Покровскую. «Но окончательное решение по данному вопросу пока не принято», – подчёркивают в мэрии.