По данным, приведенным в докладе о социально-экономическом положении
субъектов Российской Федерации, подготовленном Министерством регионального
развития РФ по данным на 30 марта 2009 года, Нижегородская область вошла в число
семи регионов РФ, которых в наибольшей степени коснулся кризис.
Целью мониторинга социально-экономического положения является выделение
субъектов Российской Федерации, испытывающих проблемы текущего развития, для
последующего принятия необходимых мер федеральными органами исполнительной
власти. Предметом мониторинга являются вопросы состояния экономики регионов,
занятости и доходов населения, состояния консолидированных бюджетов регионов,
хода реализации мер, принимаемых органами власти субъектов Российской Федерации
совместно с федеральными органами исполнительной власти. Источником указанной
информации являются данные федеральных органов государственной власти, Банка
России, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Об этом сообщает НИА «Нижний Новгород».
В целях группировки регионов по социально-экономическому положению и
мониторинга развития кризисных явлений разработчиками доклада был рассчитан
сводный индекс на основе следующих показателей: индекс промышленного
производства; темп роста потребления электрической энергии; индекс физического
объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»; темп роста
объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах; объем задолженности по
заработной плате на 1 занятого в экономике; доля работников, предполагаемых к
увольнению и уволенных; доля простаивающих и работающих неполное рабочее время
работников; темп роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской
Федерации.
В результате были сформированы четыре группы регионов: регионы с наихудшим
состоянием; регионы с неудовлетворительным состоянием; регионы с
удовлетворительным состоянием; регионы со стабильным состоянием.
В докладе отмечается, что в наибольшей степени кризис коснулся таких субъектов
РФ как Пермский край, Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская,
Самарская и Челябинская области – эти регионы имеют сводный индекс менее 0,4
балла.
Согласно докладу, во всех регионах данной группы промышленное производство в феврале 2009 года к февралю 2008 года снизилось более чем на 21,8%, что значительно больше среднероссийского снижения (на 13,2%). Потребление электроэнергии снизилось больше, чем в среднем по России (на 4,8%). Строительство снизилось более чем на четверть (в среднем по Российской Федерации объем строительных работ снизился на 20,7% к февралю 2008 года). Объем розничного товарооборота в феврале 2009 года снизился в 6 из 7 регионов данной группы, в том числе в 3 – больше, чем в среднем по России (в январе 2009 года снижение показателя отмечено лишь в 3 регионах).
Для регионов данной группы не характерна высокая задолженность по заработной плате – она превышает среднероссийский уровень (169 рублей на одного занятого в экономике) в трех регионах (Кемеровской, Орловской и Самарской областях) и составляет в среднем по группе 181 рубль на одного занятого в экономике, что на 7,3% выше среднероссийского уровня.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации снизились в пяти из семи регионов данной группы, снижение в целом составило 11,2% (по России отмечен прирост на 4,2%). Наибольшее снижение доходов наблюдалось в Челябинской области – на 32,5%, Кемеровской области – на 15,9%, Пермском крае – на 12,1%.
В группу регионов с неудовлетворительным состоянием вошли 29 регионов (в частности Республика Башкортостан, Красноярский край, Белгородская, Липецкая, Новосибирская, Омская, Свердловская и Тюменская области), имеющие сводный индекс от 0,4 до 0,5 балла.
В группу регионов с удовлетворительным состоянием вошли 34 региона (в частности Республика Татарстан, Приморский край, Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Московская и Смоленская области, г.Санкт-Петербург), имеющие сводный индекс от 0,5 до 0,6 балла.
В докладе также отмечается, что Нижегородская область входит в число регионов с наиболее заметным снижением темпов роста объемов строительства. Всего в феврале 2009 года падение объема строительных работ наблюдалось в 55 субъектах Российской Федерации, в январе 2009 года – в 67 регионах. Наибольшее снижение объемов строительных работ отмечено в Республике Алтай, Алтайском крае, Астраханской области Костромской области, Кировской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Орловской области, Ненецком автономном округе – более чем в два раза. Углубление спада строительных работ наблюдалось в 35 регионах, из них в девяти регионах более чем на 20 п.п., в том числе в Нижегородской области – с 96,9% до 20,4%, Астраханской области – с 94,1% до 44,9%, Республике Алтай – с 73,8% до 34,4%. Вместе с тем, в Нижегородской области отмечен высокий темп роста ввода жилья – в 2,6 раза.
Рост просроченной задолженности по кредитам, выданным юридическим лицам, наблюдался в 71 субъекте Российской Федерации, в частности, в Республике Башкортостан, Краснодарском и Алтайском краях, Ярославской, Свердловской, Ивановской, Нижегородской областях – более чем на 30%.
Снижение объемов платных услуг населению в феврале 2009 года наблюдалось в 38 субъектах Российской Федерации, в Республиках Ингушетии и Северной Осетии-Алании, Ростовской, Калининградской, Нижегородской, Липецкой, Ивановской областях, Ненецком автономном округе.
По оценке Минрегиона России, 31 регион столкнется с проблемой финансирования текущих расходов в 2009 году; 38 регионов частично профинансируют капитальные вложения; 13 регионов смогут полностью выполнить принятые обязательства.
Наиболее проблемными регионами по прогнозу являются Красноярский край, Воронежская, Костромская, Рязанская, Тульская, Московская области, Республики Карелия и Хакасия. На сегодняшний день данные регионы не осуществили сокращение расходных обязательств, соответствующее падению доходов.
Наибольшие риски с точки зрения социальных последствий, по прогнозу Минрегиона, могут возникнуть у Республики Коми, Удмуртской Республики, Забайкальского, Красноярского, Ставропольского, Хабаровского края, Архангельской, Волгоградской, Иркутской, Кемеровской, Мурманской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Свердловской, Ростовской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.