Название «филигрань» происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; «скань» - от древнеславянского - свить, скрутить. Названия указывают на особенность технологии - для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и «зернь», т.е. маленькие шарики. Техника филиграни состоит в следующем: узор из тонкой медной проволоки накладывают на бумагу, приклеивая по нарисованному контуру, посыпают серебряным припоем и затем элементы узора соединяют при помощи пайки. Объемные формы выполняют также, но бумагу с нарисованным узором наклеивают на железную заготовку. В гальваническом цехе изделия покрывают серебром, сообщили в пресс-службе государственного предприятия Нижегородской области «Художественные промыслы»
В Нижегородской области художественная
обработка металла была широко распространена уже в XVII в. Производством
изделий из филиграни в селе
Казачково Вачского района Нижегородской области стали заниматься с конца 1930-х годов в артели «Металлист».
Организатором производства была выпускница Красносельского
училища художественной обработки металла О. И. Тараканова. В настоящее время
ювелирным искусством занимаются на ЗАО
«Казаковское предприятие художественных изделий». В середине 1950-х годов
сложились характерные
черты, свойственные лишь казаковской филиграни. Особенностью
казаковских изделий является самостоятельное значение
филиграни, она не применяется как часть украшения металлического предмета, как
накладка на металл. Эти изделия целиком ажурные.
В настоящее время в ассортименте промысла более 200 наименований изделий: подстаканники, вазы, конфетницы, шкатулки, чайные ложки, изделия спортивного назначения (кубки, медали, значки), женские украшения. В последние годы освоено производство церковной утвари: лампад различной формы, окладов для икон, крестов, панагий. Предприятие сотрудничает с Дивеевским и Свято-Даниловским монастырями, Троице-Сергиевой лаврой, храмами Санкт-Петербурга.