Примерное время чтения: 9 минут
260

Лидия Вележева: «Не надо ревновать»

Лидию Вележеву нижегородцы смогли лицезреть в роли опереточной примадонны в искромётном музыкальном спектакле “Мадемуазель Нитуш”. В яркой Коринн c боа и перьями сложно узнать обольстительную и строгую Настасью Филипповну из нашумевшего сериала “Идиот”.

Перепутали с Анной Карениной

- Лидия, не могу вас не спросить про Настасью Филипповну!

- Начинается... (Смеётся.) Знаете, у меня был смешной случай: одна журналистка пыталась меня спросить, как я играла Анну Каренину. Видимо, эти женские образы у неё слились в одно.

- Можно сказать, что это самая важная роль в вашей карьере на сегодняшний день?

- Могу сказать, что мне посчастливилось сыграть одного из сильнейших персонажей Достоевского. Хотя, конечно, у нас ещё столько ролей, которые играть бы и играть. Очень много достойного материала. Конечно, я очень рада, что работала в этом фильме. Мне повезло, что я смогла показать эту героиню не просто на театральной сцене, в кулуарах, а вынести образ на большую аудиторию.

- Реакция на Настасью Филипповну у критиков была двоякая...

- Меня изначально предупреждали: кто-то будет ругать, кто-то хвалить. Я абсолютно спокойно к этому отношусь. Есть поклонники у тех актёров, которые играли литературного персонажа в старых фильмах, есть почитатели, которые приняли новое воплощение героя. Как сказал Владимир Владимирович Бортко, время расставит всё на свои места. Я не пытаюсь сейчас оправдаться. Я целенаправленно не читала рецензии на сериал. Они порой необъективны. Пусть критики попробуют посидеть на площадке, послушать требования режиссёра. Если актёр с этим не справляется, тогда можно предъявить претензии. У одной актрисы были гениальные слова: “Не дай бог тебе сыграть хорошо. Если плохо, тебя немножечко поругают. Но если ты будешь блистать, тебя просто смешают с грязью”.

Мэтры без понтов, или Мышь Пуськина

- Но всё же приятно, когда столько времени об этом говорят?

- Конечно, приятно. Но считаю, не стоит зацикливаться, дескать, вот я сыграла Настасью Филипповну и теперь хожу задрав нос, как это порой делают мои коллеги, когда тащат за собой шлейф экранного образа. Они и в жизни начинают что-то из себя строить. Ужас какой-то! Покойный худрук нашего театра Михаил Александрович Ульянов однажды сказал: “Я ведь по большому счёту ничего не сыграл”. Как я хочу, чтобы его слова услышало поколение звёзд! Этот скромный, интеллигентный, душевный человек никогда не был пафосным, звёздным. Он был просто актёр.

- Какие взаимоотношения у молодого поколения актёров с мэтрами вахтанговского театра?

- Замечательные! Потому что это артисты ещё той школы. Они воспитанны, порядочны, чего нет у современного поколения. Без понтов, без звёздности. При всём при том нам до них очень далеко. Они свои заслуги никогда не подчёркивали. Я всегда молодёжи ставлю в пример актёров нашего театра, я знаю этих людей по работе. Юрий Васильевич Яковлев, Василий Семёнович Лановой... Они никогда в жизни не позволят себе того, что сейчас позволяют молодые звёзды. Деньги и слава - очень хорошая проверка, которая покажет истинное лицо человека. Стоит мышке завязать бантик, поставить на пьедестал и сказать, что её зовут Пуськина, и сразу эта Пуськина начинает крылья расправлять. И воду ей определённой температуры, и длиннющий райдер. А помнишь, кем ты был пару минут назад? Я и сыновьям своим это объясняю и на примерах показываю.

Судьба - играть сильных женщин

- Скажите, а вы сами могли бы влюбиться в Льва Николаевича Мышкина?

- Смогла бы. Ведь каждый расценивает этого персонажа по-своему. В моём понимании Лев Николаевич - честнейший человек на фоне остальных. Он чист, он не боится быть правдивым. Он не больной!

- Вам, наверное, после Настасьи Филипповны только роковых женщин и предлагают играть?

- При моей яркой, броской внешности на лирические роли никто не приглашает. От этого никуда не уйдёшь - Офелию мне вряд ли дадут сыграть. У меня в роду были итальянцы, югославы, казахи, украинцы, цыгане. Гремучая смесь. Оттуда и глаза, и темперамент. Но мне очень нравится, что меня приглашают на роли сильных, властных женщин, благо в мировой литературе их много. Они мне ближе. Я по жизни не люблю размазней. Мне кажется, что любая женщина внутри себя сильная. Только кто-то этих черт в себе даже не подозревает. Но инстинкт женщины никуда не денешь. Не дай Бог обидят ребёнка - да мать на части разорвёт!

- Вы можете про себя сказать, что вы сильная женщина?

- Думаю, да. Я никогда не буду впадать в панику, я могу быстро себя мобилизовать, взять в руки. Тем самым помочь и себе, и другу, и мужу. Сильная женщина, как правило, помогает, но забывает о себе. Правда, некоторым кажется, что она фурия.

А ещё я не люблю ничего просить. У нас был замечательный директор театра Василий Михайлович Тартаков. Я иногда к нему обращалась и просила за кого-то. Он всё удивлялся: “Что же ты всё за других просишь? Попроси хоть раз за себя”. Не могу. Это всё-таки воспитание. Мы с сестрой жили в интернате (мама растила нас без мужа и работала на фабрике в две смены). Там я научилась всё делать сама, пусть было тяжело. Это ценнее, чем просить кого-то. Я благодарна этому опыту, он дал мне силы. Хорошо, что мы наотрез отказались уходить оттуда, когда мама, обливаясь слезами, пыталась нас забрать. Поэтому все удивляются, как это я молоденькой девочкой приехала одна в Москву из родного Киева на пробы. А что такого? В школе мы делали всё: и строили тир, и драили туалеты, и мыли коридоры, и натирали полы, и смотрели за младшими, и дежурили на кухне. После этого я работы не боюсь.

Паутина зависти, или Кто круче

- В одном из интервью вы сказали, что ваш муж Алексей Гуськов на самом деле добрый и мягкий человек. А как двум актёрам живётся вместе?

- Чудесно! Я всегда говорю одну вещь: никогда нельзя завидовать близкому человеку, особенно если он работает в твоей профессии. Не надо делить востребованность! Слава тебе господи, если один из супругов трудится больше, завтра могут роли смениться. Наоборот, надо помогать. Любая работа выматывает, приходишь домой, а тебе ещё выговаривают, почему поздно пришёл, а “я тут сижу, плюю в потолок”. От этого только негатив накапливается. Моя формула семейного счастья: не мешать, любить, помогать и не ревновать к профессии. Отсутствие зависти к успехам других, уход от паутины сплетен позволяет и выглядеть хорошо, и оставаться в приподнятом настроении. Я уверена, что всё в этой жизни возвращается. А потом мы не понимаем, почему болеют близкие или неурядицы на работе. Будьте снисходительны друг к другу! Больше смейтесь над проблемами. Отпускайте врагов ваших - пусть они идут с Богом.

- Вы верующий человек?

- Верующий, но не до фанатизма. Конечно, я грешу тем, что редко бываю на исповеди. Но есть люди, которые ходят и на праздничные службы, и в будни и стоят за всех за нас. Я последнее время пришла к такому выводу, что злость не поможет тебе ни в работе, ни в личной жизни. Поэтому на многое я просто стараюсь не обращать внимание. А люди любят иногда выяснять, кто есть круче. Пожалейте человека, если он глупый. И всё.

Замуж с девичьей фамилией

- Ваш старший сын Володя тоже пошёл в актёры...

- Мы это предполагали, но всё же надеялись, что он пойдёт по другому пути. Теперь он тоже играет в театре Вахтангова. Но он никогда не даёт интервью как мой сын: “Мама, я никто, я просто студент! Вот когда сам добьюсь, буду светиться”. И меня это радует. Ему и так тяжело, что он Гуськов, с фамилией папы. Постоянно под пристальным вниманием.

- Понятно, что ваши сыновья носят фамилию отца. А когда вы выходили замуж, Алексей настаивал на смене строчки в паспорте?

- Я решила с самого начала: если мы с мужем будем в одной профессии, то я фамилию не меняю. Во-первых, она мне очень нравится. Вележевых не так много. Во-вторых, у нас в семье все женщины меняли фамилии. А я вот не согласилась. А в-третьих, актёры должны идти как самостоятельные единицы и не пытаться друг друга пропихнуть, пристроить. Есть Алексей Гуськов и Лидия Вележева. У нас это строго и чётко.

Фото Татьяны БЫКОВОЙ

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно