СОВЕЩАНИЕ, которое 25 июля проводил глава области, было посвящено проблемам рынка розничной торговли. Кроме представителей власти, на нём присутствовали и враждующие стороны: “сетевики” и производители продукции.
Последним сегодня приходится особенно туго. Не секрет, что крупные сетевые компании очень жёстко строят отношения с нижегородскими производителями (“АиФ-НН” № 18, 2 - 8 мая). Помимо низкой закупочной цены, ряд супермаркетов только за право выкладывать товар на своих полках берёт с поставщиков входной бонус до 16 тысяч долларов. Ещё одно распространённое условие - отсрочка платежа, которая может достигать 30 и даже 45 календарных дней. Вряд ли нужно объяснять, что такая задержка для наших предприятий, работающих с колёс и нуждающихся в оборотном капитале, абсолютно неприемлема. Кроме того, как отметил Валерий Шанцев, торговые сети таким образом, по сути, на месяц кредитуются за счёт поставщиков. Причём процентов за это не платят.
Изобретательность “сетевиков” по части введения драконовских условий не знает границ. Некоторые практикуют 100-процентный возврат нераспроданной продукции без оплаты, хотя в данном случае очевидным образом виноват не поставщик, а заказавший лишний товар менеджер супермаркета. Возможны и более экзотические формы работы, когда предприятию предлагается сегодня сделать 20-процентную скидку, скажем, на молоко в обмен на обещание заключить договор в следующем году.
Всё это, естественно, мешает развитию в Нижегородской области и сельского хозяйства, рост которого по итогам 2006 года составил всего лишь 2,2 процента и отстал от промышленного более чем на 6 процентов.
Именно поэтому областные власти решили всерьёз взяться за “сетевиков”. Раньше это не очень получалось. В апреле 2006 года, например, губернатор пригласил руководящих работников крупных сетевых компаний на аналогичное совещание. Однако тогда многие просто проигнорировали его просьбу.
Сегодня, после усиленного проведения в течение последних месяцев проверок супермаркетов, отношение в корне изменилось. Крупные торгсети, похоже, начали понимать, что эра безраздельно свободной торговли закончилась и теперь волей-неволей придётся считаться с требованиями властей. Во всяком случае несколько крупных предприятий согласились пересмотреть условия работы с нижегородскими поставщиками. В частности, речь шла о сокращении отсрочек платежей по таким товарам, как мясо, рыба, хлебобулочные изделия, фрукты и овощи.
В ТО ЖЕ
ВРЕМЯ
ПАРАЛЛЕЛЬНО с попытками отстоять производителей в области реализуется программа
“Покупай нижегородское”. По словам чиновников, за год присутствие нижегородских
производителей на внутреннем областном рынке продуктов питания возросло с 20 до
50 процентов.