В выходные 17 марта сотрудники Координационного центра движения «Поможем реке» побывали на месте аварии на реке Шава на одиннадцатый день после случившегося.
Как оценили обстановку экологи, «одиннадцатый день аварии выглядел как первый, везде дизтопливо, его видимо-невидимо». На реке работали около 10 единиц техники и примерно 15 рабочих с лопатами. Чтобы меньше солярки попало в пруды, русло реки перегорожено земляной насыпью и боновыми заграждениями. Эмульсия откачивается в два резервуара, затем в автоцистерны и направляется на переработку. 5 мешков сорбента, способного помочь в очистке реки, так и лежат не распакованные уже много дней.
«Оказывается, - сообщают экологи, - дизтоплива вылилось не 40, а около 2000 куб.м. Об этом сказал один из частников-ликвидаторов. Так считает и владелец рыбхоза. Цифры и масштабы аварии, о которых сообщается официально, сильно занижены. Поспешно заявление о том, что нефтепродукты в Волгу не попадут. Это очень скоро покажет время. Произошла настоящая экологическая катастрофа не местного, а регионального значения, по нашим предположениям нанесен вред и Волге.
В результате аварии рыборазводные пруды превратились в шламоотстойники. Еще не вскрылся лед, но уже ясно, что вся рыба погибла. Из-за начавшегося половодья нефтепродукты понесло свободной водой по всей территории, в том числе пострадал памятник природы областного значения «Болото Шава», в том числе достанется рекам Кудьма и Волга. Загрязнение попадет в грунтовые и подземные воды и будет «работать» еще годы.
В месте аварии в реке практически нет воды, только солярка на метр в глубину. Сюда не пускают, чтобы не допустить распространения информации. Физически преградил дорогу представитель ОАО «Средневолжский транснефтепродукт», не предъявив каких-либо документов или бумаг. Произошла словесная перепалка. Ситуацию спасли сопровождавшие мужчины, представитель вынужден был отойти в сторону и вызвать охрану. Тем не менее, сотрудники движения «Поможем реке» успели сделать несколько фотографий реки, состоящей теперь не из воды, а их дизельного топлива. Жуткое зрелище. От сильного запаха нефтепродуктов болела голова и тошнило, а ликвидаторы работали без индивидуальных средств защиты».
«Директор рыбхоза «Борок» Александр Крупин, понимает, что загрязнение оставит след на многие годы, а его хозяйство загублено. Сейчас эксперты из ГосНИОРХа считают ущерб, причиненный его хозяйству. По факту аварии открыто уголовное дело. Вот только возместят ли полный ущерб хозяйству и окружающей среде виновники аварии, вот только не замнут ли произошедшее? – спрашивают нижегородские экологи. - Координационный центр движения «Поможем реке», экоцентр «Дронт» решили вести общественный контроль за ходом расследования».
– заявили экологи после посещения места ЧП