500 млн. рублей планируется выделить в 2007 году на строительство детской железной дороги в Казани – второй детской железной дороги Горьковской магистрали, как сообщает пресс-служба ГЖД.
Справка (по материалам сайта "Детские железные дороги"):
Горьковская ДЖД имени М.Горького
Открыта: 8 ноября 1939 года
Полная длина:
3 станции: Пушкино, Счастливая, Родина
Сооружения: 2 моста
Подвижной состав: паровоз Кп-4-430, тепловозы: ТУ2-155, ТУ2-233, ТУ7-2567, 14 пассажирских вагонов ПВ51 и 2 открытых вагона типа «дилижанс», 4 грузовых платформы, снегоочиститель
Адрес:
Решение о строительстве дороги было принято 13 мая 1939 года на бюро Горьковского обкома ВКП(б). Как и все детские железные дороги довоенной постройки, Горьковская ДЖД строилась методом комсомольских субботников. Всего в ее постройке участвовало более 36 тысяч человек, причем в субботниках принимали участие не только горожане, но и жители окрестных деревень.
На конечных станциях, Родине и Счастливой было построено два красивейших вокзала-дворца по проекту архитекторов Яковлева и Анисимова, соответственно. Двухэтажное, увенчанное круглой башенкой здание вокзала на станции Родина имеет длину более
На промежуточных станциях, Пушкинской и Маяковской, построили менее грандиозные, но не менее красивые деревянные здания вокзалов по проекту архитектора Бажана. Так, станция Пушкинская была оформлена по мотивам сказок, с резными сказочными теремками. Над ее созданием трудилась бригада лучших плотников из Борисоглебского колхоза имени Коминтерна.
8 ноября 1939 года по Малой Горьковской прошел первый поезд.
Дорога была оснащена самыми современными и передовыми по тем временам средствами связи и сигнализации. Имелись телефонная, телеграфная, телетайпная связь. Движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе.
Дорога располагала хорошо оборудованным паровозно-вагонным депо со смотровой канавой и ремонтными мастерскими, которому было присвоено имя Чкалова.
По специальному заказу Горьковское вагонное депо построило для ДЖД 12 мягких вагонов, оборудованных по типу вагонов Московского метрополитена. А завод «Красное Сормово» специально подготовил два капотированных паровоза типа 63/65. Капот обтекаемой формы сделал эти паровозы похожими на очень популярный в те годы паровоз ИС - Иосиф Сталин. На ДЖД они получили обозначение ЛК-01 и ЛК-02 (Лазарь Каганович). По-видимому, впоследствии капоты были сняты, по крайней мере на более поздних фотографиях они уже не видны.
7 августа 1941 года детская железная дорога была закрыта, а все ее имущество передано в ведение отдела подготовки кадров управления Горьковской жд. Почти всю войну дорога использовалась для обучения железнодорожников больших дорог.
25 августа 1944 года начальник Горьковской жд издал приказ № 523/43 о восстановлении детской дороги, но восстановление дороги шло очень медленно. Только спустя два года, 25 июля 1946 года, был издан второй приказ (№ 285/43) о передаче детской дороге ее же имущества.
Детская железная дорога длиной 9.1 км соединила Железнодорожный район г. Горького (Канавино) с Автозаводским районом. Проложенная в том же направлении трамвайная линия в те годы была очень сильно перегружена, и горожане стали использовать ДЖД как еще один вид городского транспорта. Только за первый год эксплуатации дорога перевезла более 100 тысяч пассажиров. Именно по этой причине в адрес Горьковской ДЖД неоднократно звучали обвинения в излишней коммерциализации и эксплуатации детского труда в ущерб идейно-политическому воспитанию молодежи.
В те годы это было весьма серьезным обвинением, и чтобы избежать последствий, руководство дороги стало постепенно сужать круг обязанностей юных железнодорожников. В 1947-48 году на детской железной дороге занималось всего 45 юных железнодорожников (сравните с 1200 воспитанниками Тбилисской ДЖД), а перевозками пассажиров занимались исключительно инструкторы.
Это привело к тому, что Горьковская ДЖД постепенно захирела и превратилась из лучшей в стране детской железной дороги с самым высоким уровнем технического оснащения в самую заурядную узкоколейную ветку.
А в феврале 1965 года и вовсе была вдвое сокращена по вине номенклатурного головотяпства. В ходе строительства нового жилого сектора дорогу решено было перенести. Как оказалось, для этого придется снести 48 жилых домов. Тогда единоличным решением одного из чиновников ДЖД была сокращена. От девяти с лишним осталось всего полтора километра дороги и единственная станция – Родина. Под Дворец бракосочетания был передан вокзал на станции Счастливая.
Некогда лучшая детская железная дорога страны практически перестала существовать.
После событий 1965 года дорога долго эксплуатировалась в урезанном виде, и лишь в 1991 году начались работы по ее реконструкции. В 1994 году вступил в строй новый участок дороги и новая станция, названная Счастливой в память о старой дороге.