Примерное время чтения: 8 минут
241

Если болезнь дороже жизни

Болеет один, а страдает другой

Подобные письма не редкость в нашей редакционной почте. На минувшей неделе пришёл ещё один “крик души” - от нижегородки Зинаиды Васильевны Лукьяненко. Доведённые до отчаяния родственники наркоманов и алкоголиков требуют возрождения лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП). Уж такова специфика этого недуга, что окружающие страдают больше самого больного. То есть и ему, конечно, плохо, когда ломка начинается. Но снять её не так сложно. А дальше - снова кайф. Зачем же тогда к врачу идти? Стимул для излечения и возвращения к нормальной жизни найти нелегко. Гораздо проще добыть очередную дозу, причём способ добычи значения не имеет: хоть кража, хоть шантаж. Наркоман становится опасным для общества, но его такие пустяки не заботят. Поэтому и лечили раньше подобных пациентов не добровольно, а принудительно. Я ещё застала те времена, когда активно работала советская наркологическая система. Помню, как одна мамина подруга радовалась:

- Слава Богу, сплавила наконец-то своего благоверного алкоголика в ЛТП!

Правда, после возвращения он меньше пить не стал. Разобидевшись на супругу, начал закладывать за воротник ещё активнее. Не мог простить, что “родного мужа в тюрягу упекла”. Там работать заставляют, гадостью всякой поят, кормят плохо и т. д. Так и жаловался, пока не повесился по пьяни.

Чуда не произошло

Сейчас насильно никого в больницах не удерживают. ЛТП закрылись. Но свято место пусто не бывает. Со скоростью кроликов размножились специалисты, исцеляющие от наркозависимости. Причём для того, чтоб заниматься этой деятельностью, не требуется даже медицинского образования. Потомственные колдуны, экстрасенсы международного класса, продавцы чудодейственных лекарств обещают “виноотвратить” любого. И приходят к ним родственники наркоманов в надежде решить проблему при помощи чуда. А пациенты порой даже не знают, что кто-то по фотографии залез к ним в астрал и орудует заклинаниями со страшной силой. Однако, как отметил заведующий поликлиникой нижегородской наркологической больницы Лазарь Фрейзер, без активного участия самого больного достичь нужного эффекта невозможно. На деле происходит не избавление от наркомании за деньги, а избавление от денег за наркоманию. Даже такая популярная медицинская процедура, как кодирование, по мнению Лазаря Фрейзера, сама по себе ничего не гарантирует. Помочь может только комплекс мероприятий. Одним из самых важных считается смена привычной среды.

В ожидании Думы

Впрочем, у сторонников ЛТП есть шансы на успех. Недавно в интервью одной из центральных радиостанций была озвучена чёткая позиция - восстановить систему принудительного лечения. Причём высказал её не врач-нарколог, уставший уговаривать наркоманов начать лечение. В поддержку принудительного лечения выступил руководитель департамента Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Александр Михайлов. По его словам, вопрос давно прорабатывался в Госдуме, однако решение до сих пор не принято. Так что надежда на возрождение ЛТП всё же есть.

Фото Михаила БЕЗНОСОВА

Мнения специалистов

Главный врач областного наркологического диспансера Валерий ТАРАСОВ:

- Всегда выступал и буду выступать за возрождение системы принудительного лечения. Ещё в 1994 году мы совместно с УВД направили обращение в Государственную думу, с тем чтобы сохранить лечебно-трудовые профилактории. Однако к нашему мнению законодатели не прислушались. Не знаю, чем руководствовались защитники прав человека, разрушая работающую систему. Чьи права они так рьяно оберегали? Почему никто не подумал о правах людей, которые страдают от поведения алкоголиков и наркоманов? Складывается впечатление, что наше общество гораздо лояльнее относится к преступникам, чем к добропорядочным гражданам. А наркоманы - это преступники. Они тащат всё из собственного дома, воруют у близких. И не только у близких. Можно сколько угодно утверждать, что ЛТП были неэффективны. Но это смотря как оценивать эффект. Если семья алкоголика на два года получает возможность жить спокойно, разве это не результат?

Да, система лечебно-трудовых профилакториев была несовершенной. Но есть учёные мужи, которые могут продумать вопросы её изменения. Главное - решить вопрос законодательно. Однако Государственная дума пока не создала правовую базу для принудительного лечения.

Руководитель пресс-службы ГУВД Нижегородской области Александр ГОРБАТОВ:

- Пожалуй, я не смогу дать однозначный ответ на вопрос о целесообразности возрождения лечебно-трудовых профилакториев. В этой системе были и свои плюсы, и минусы. Плюсы в том, что человек, который не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, имел возможность получить квалифицированную медицинскую помощь. Минусы в том, что пациент действительно был ограничен в правах.

Вероятно, систему принудительного лечения нужно возродить, но на совершенно ином уровне. Во-первых, создать достойную материальную базу, с нормальными условиями для проживания, работы, обеспечить полноценное питание. Во-вторых, изменить методы работы с пациентами. В частности, в современных учреждениях непременно должна проводиться работа с семьями наркозависимых.

Пресс-секретарь Нижегородской епархии протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ:

- Страдающие алкоголизмом и наркоманией должны проходить лечение в специализированных медицинских учреждениях. Но только на добровольной основе. Не будем вникать в богословские споры о том, что есть алкоголизм - недуг или грех. Я отношусь к алкогольной зависимости как к болезни, причиной которой является греховная привычка к пьянству. Болезнь эта затрагивает и душу, и тело. Чтобы избавиться от неё, нужно искать в себе душевные силы. Церковь даёт человеку инструменты для такого поиска. Восстановление лечебно-трудовых профилакториев, по-моему, не имеет смысла, поскольку они были неэффективны.

Начальник медвытрезвителя Сергачского РОВД майор милиции Виктор УСТИМОВ:

- Семейные конфликты, факты хулиганства, а то и настоящие трагедии с человеческими жертвами зачастую возникают на почве пьянства. Нередко к нам обращаются жёны, соседи, просят принять меры к надоевшему до невозможности алкоголику. А какие меры мы можем принять? За появление и распитие спиртного в общественном месте - только штраф или сутки административного ареста.

В своё время мне приходилось отправлять на принудительное лечение в ЛТП по 5 - 7 человек в месяц.

Надо сказать, что многие после этого возвращались к нормальной жизни. Даже среди нынешних руководителей, высококлассных специалистов есть люди, прошедшие через ЛТП. И они благодарны за то, что когда-то им помогли встать на истинный путь.

Наш Сергачский район - один из немногих, где сохранился медвытрезвитель. Свободных коек практически никогда не бывает. Только за 10 месяцев текущего года клиентами стали более полутора тысяч человек. Это при том, что мы забираем сюда только тех, кто представляет опасность или не в состоянии добраться до дома. С каждым годом число побывавших в медвытрезвителе только увеличивается. Возрождение системы лечебно-трудовых профилакториев, на мой взгляд, было бы делом правильным и полезным.

Исполняющий обязанности начальника Управления ФСКН РФ по Нижегородской области Константин ЧАПЛЫГИН:

- Думаю, что в отношении сбытчиков, являющихся также и потребителями наркотиков, следовало бы применять принудительное лечение. Кстати, такая норма была закреплена старым Уголовным кодексом. Тогда по постановлению суда врачи-наркологи решали вопрос о назначении принудительного лечения.

Не будем забывать о том, что наркоман, как правило, потенциальный преступник. Принудительное лечение наркомании хотя и не даёт ощутимых результатов - это только шанс вернуться к нормальной жизни, - зато позволяет хоть как-то обезопасить окружающих, оздоровить общество.

Главный врач наркологического диспансера г. Дзержинска Сергей МАНАСИН:

- Больным любого наркологического профиля нужна трудовая реабилитация. Но требуются не те ЛТП, что были раньше, - за колючей проволокой. Больных там превращали в дешёвую рабочую силу. Надо сделать так, чтобы у больного была связь с семьёй. И чтобы те деньги, которые он заработал в трудовых мастерских, можно было бы перечислить семье.

Когда были ЛТП, 10 - 15 процентов больных возвращались к нормальной жизни. Сейчас нужно строить комплексы с мастерскими. Возможно, за время лечения больной получит ещё какую-нибудь профессию.

А как думаете вы? Способны ли ЛТП помочь в решении проблемы? Пишите в редакцию “АиФ-НН” по адресу: 603005, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, офис 12 или на сайт www.nn.aif.ru

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно